Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 104

Представители этого направления анализируют и понятие идентификации, выступающее у них как процесс научения, идентификации с нравственной нормой. Моральное поведение формируется через посредника, и его воздействие идет на эмо­ционально-действенном уровне. Исчезает когнитивный аспект из нравственного развития, возникает ряд нерешенных вопро­сов, например, как долго надо действовать методом поощре­ния, чтобы нравственное действие закрепилось, или как фор-

Стр. 169

мировать нравственное поведение вне постоянного контроля взрослого. Однако введение эмоционально-положительного под­крепления и создание конкретных педагогических моделей воспитания являются важным вкладом в разработку проблемы нравственного развития.

В экзистенциальной психологии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. Поль Сартр, А. Камю, Г. Марсель, А. Маслоу, К.Роджерс, В. Франкл и др.) доминирующим становится эмоциональный аспект, а нравственное развитие рассматривается как 'изначаль­но заложенное стремление личности к самоактуализации, осу­ществление которой идет через отчуждение.

Личность в этом направлении представляет собой тоже изначальную индивидуальность, в процессе развития происхо­дит самоосуждение. Индивид отходит, отчуждается от своей собственной индвидуальности и усваивает те социальные нор­мативы, которые свойственны человеку. В процессе развития происходит стандартизация, человек из личности превращается в социальную единицу, в марионетку.

Изоляцию, беспомощность, самоотчуждение экзистенциали­сты связывают с кризисом общества, с развитием техники и науки, которые делают человека беспомощным перед огромны­ми социальными аппаратами. В результате стандартизации производства продукт человеческого труда выступает как про­тивостоящий человеку, что порождает у него состояние беспо­мощности, индифферентность ко всему, к своему «я» и к обще­ству в целом. Человек рождается и становится отчужденным.

В аттракционистском направлении западной психологии анализируются особенности нравственного развития в терми­нах так называемого «помогающего поведения». Нравственное поведение рассматривается в зависимости от предшествующих ситуаций и установок личности либо на себя и свои способно­сти, либо на ситуативные возможности. В работах М. Хоффмача, С. Бэтгсона, Дж. 'Кокка и др. показана роль как действен­ного, так и эмоциональных компонентов. Их исследованиями доказано, что нравственные действия совершаются субъектом лишь при опосредующей эмоции.

Краткий обзор работ советских и зарубежных авторов по­зволяет утверждать, что гипотезы, выдвинутые нами, могут найти свое подтверждение через критический анализ работ со­ветских и зарубежных исследователей.

Стр. 170

Ж. А. Дрогалина, Л.Р. Мошинская

ОБРАЩЕНИЕ К ГЛУБИННЫМ УРОВНЯМ СОЗНАНИЯ

КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

В условиях научно-технического прогресса приобретает большое значение так называемый «человеческий фактор». При этом имеется в виду необходимость развития способно­стей и возможностей человека, усиление его творческой ак­тивности, гармонизации его внутреннего мира.

Проблема развития личности многоаспектна. В частности, Д. И. Фельдштейн выделяет три линии рассмотрения этой проблемы: 1) изучение свойств индивида как органических предпосылок развития личности; 2) определение факторов социальной среды как условие ее развития; 3) выявление про­тиворечий в системе предметной деятельности как движущей силы развития личности (1). С нашей точки зрения, сущест­вует еще одна сторона этой проблемы, а именно: развитие лич­ности за счет выявления и актуализации внутренних резервов, блокированных прижизненно приобретенными стереотипами.

Одним из способов освобождения сознания от таких огра­ничений является обращение к глубинным уровням сознания (В. В. Налимов). К этой цели могут вести разнообразные, внешне не похожие пути, такие, например, как нервно-мышеч­ная релаксация, сенсорная депривация, дыхательные упраж­нения, сосредоточение на некоторых семантически значимых зрительных или слуховых стимулах, ритмические движения, некоторые психоделические средства.