Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 35

Такие дети с трудом выполняют требования учителя, остро реагируют на свои ошибки и неудачи, ждут и требуют к себе постоянного позитивного внимания. Они не могут скрыть за­вистливого недовольства, когда кто-то из сверстников получает заслуженную похвалу учителя.

Приведем некоторые типичные наблюдения за учебной дея­тельностью этих детей.

Миша Г. (6,8) отказывается выполнять учебное задание, если кого-то из сверстников похвалили. Он передразнивает учи теля, зло повторяет: «Наташа научилась хорошо сидеть». Не­довольно смотрит на ребенка. Говорит ему обидные слова:

«Соколиха! Соколиха! Губастая!» Выражение лица мрачное. Раскачивается на стуле. Замечание учительницы вызывает у Мишы слезы. Плачет. Успокаивается, как только учительница уделила ему внимание, но к занятиям приступает не сразу, еще какое-то время продолжает раскачиваться.

Юля Ш. (6,9). Выполнив задание, с удовлетворением рас­сматривает свою работу. Направляет взгляд на учительницу, которая занимается другим ребенком Наблюдает за ней. Нако­нец, учительница оценивает работу Юли. Она делает поправки красной настои, объясняя Юле недостатки ее работы. Затем побуждает Юлю переделать задание. Юля недовольна. Она от­кидывается на спинку стула, сунув большой палец руки в рот. Переделывать задание не желает. На замечание учительницы: «Юля, ты так ничему не научишься», — тяжело сопит, залива­ется слезами.

Иногда эмоционально неустойчивые дети бросаются на пол, бьются о пол, кричат. Затем переходят в некое состояние, внешне похожее на кататоническое: вдруг отрешаются от всего вокруг и замирают. В ситуации неуспеха для них является типичным раскачивание туловища. Нередки случаи, когда эти, дети залезают под парту или начинают расхаживать по классу.

Учитель не может постоянно уделять внимание индиви­дуально каждому ребенку. Поэтому обостренно переживаемая им потребность в ощущении положительных эмоций со сторо­ны взрослого не может быть реализована на уроке. К тому же у маленьких школьников нет еще навыков, позволяющих пол­ноценно выполнять указания учителя. Поэтому неизбежны ошибки и неудачи, ведущие к депривации реализации потреб-

Стр. 57

ности в признании. Это и является главной трудностью нового процесса адаптации.

Как видно из наблюдений, аффективные, эмоционально неустойчивые дети привыкают к школе очень тяжело. Их пове­дение часто приобретает аффективную окраску. Для учителя — это самые трудные дети.

Обратимся теперь к анализу пассивного поведения детей, лишенных родительского попечительства. Как видно из таб­лицы, у дошкольников этот тип поведения доминирует (35%). В младшем школьном возрасте такой тип социального поведе­ния несколько уменьшается.

У пассивных детей реакции на воздействия воспитателя заторможены. Им надо долго втолковывать, что от них требу­ется в тот или иной момент. Их реакции на события и ситуа­ции обыденной жизни также заторможены. В играх со сверст­никами эти дети не претендуют на лидерские роли. Особого эмоционального восторга в игре не проявляют. Приведем ти­пичный пример.

Маша С. (7,2) безропотно принимает отведенную ей роль «больной». «Врач» (ее сверстница Таня С.) приказывает: «Ло­жись, Маша, будем измерять температуру», «Ложись на жи­вотик, будем ставить банки». Маша не может быстро и точно выполнить указание «врача». Она неловко ложится на бок. «Врач» возмущается, грубо обзывает «больного»: «Дура! Ж...!» Маша без возмущения старается выполнить приказание.

Пассивных детей, так же как и аффективных, эмоциональ­но неустойчивых, мы считаем «трудными». Дети с пассивным поведением, в отличие от аффективных, чаще всего не меша­ют воспитателю. Однако они испытывают внутренние трудно­сти и тоже нуждаются в помощи.

Ознакомление с анамнезом семьи и ретрореснективная рефлексия позволили выявить условия психического развития исследуемых детей. Исходя из судебных заключений о лише­нии родительских прав, было установлено, что почти 55,5% детей воспитывались в семье, где оба родителя, а нередко и ближайшие родственники вели антиобщественный образ жиз­ни, злоупотребляли спиртными напитками, устраивали скан­далы, драки в присутствии малолетних детей. В ряде случаев наблюдались ситуации, когда детей учили неприличным сло­вам, запугивали, били, давали спиртное.