Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 114

В исследовании образа «Я» у мальчиков первый фактор по­лучил название «Сила—пассивность». В его состав вошли шка­лы: искренность, сила, надежность, лень; на противоположном полюсе: веселость, послушность, активность. У девочек выде­лен фактор «Хитрость — активность» (хитрость, смелость, ум,

Стр. 185

грубость, веселость, активность, независимость; на отрицатель­ном полюсе: лень).

Активность как качество также актуализировано у девочек по объекту «Женщины» в факторе «Смелость—хитрость»: на положительном полюсе смелость, хитрость, решительность, активность, сила; на отрицательном — лень, независимость.

У мальчиков по этому же объекту первый фактор получил название «Робость» (на положительном полюсе: ум, робость, искренность, надежность, послушность; на негативном полю­се: лень, упрямство).

В объекте «Мужчины» мальчики выделили фактор «Добро­та»: доброта, смелость, надежность, решительность, уверен­ность; на противоположном полюсе: опасность, грубость, ро­бость, тревожность. У девочек по объекту «Мужчины» фак­тор — «Ум»: ум, сила, тревожность, смелость, искренность, опасность.

Таким образом половой диморфизм наиболее ярко был выявлен в сопоставлении образа «Я» с проективным представ­лением о «мужчинах» и «женщинах». Образ «Я» у девочек тождественен представлениям о «Женщине» (смелость, хит­рость, ум, активность; на противоположном полюсе: лень). В целом уровень идентификации у девочек ближе к «женщи­нам», чем к «девочкам», т. е. ориентирован в будущее. Качест­венные параметры идентификации будут рассмотрены ниже, при сопоставлении представлений фемининности-маскулинно-сти у воспитанников детского дома с подростками, воспитыва­ющихся в семьях.

У мальчиков совпадение образа «Я» с «Мужчинами» вы­ражено не так значимо, как у девочек с «Женщинами», но в отличие от своих сверстниц они наделяют «Мужчин» маскулинными, соответствующими своему полу, качествами (добро­та, смелость, надежность, решительность, уверенность, не-опасность, не-робость). В представлениях о женщинах у мальчи­ков преобладает фемининность: робость, послушность.

Однако параллельные исследования по цветовому тесту от­ношений с теми же детьми не подтвердили на значимом уров­не гипотезу о половом диморфизме восприятия полов. Исследо­вание начиналось с традиционного теста Люшера («Выбери из этих карточек наиболее красивую, приятную для глаз»). За­тем предлагалось подобрать цвета-характеристики «большинст­во мальчиков», «большинство девочек», «большинство муж­чин», «большинство женщин». Результаты сопоставлялись с аутогенной нормой Вальнефера-Люшера (34251607) с помощью коэффициента корреляции Спирмена.

В оценке полов и мальчики и девочки оказались единодуш­ны, но качественная оценка самих полов оказалась иной, чем в исследованиях с помощью личностного дифференциала (раз-

Стр. 186

личия в оценках были выявлены на уровне значимости α < 0,05).

Положительные оценки «Девочек» и «Женщин» (красный, желтый, зеленый) резко контрастируют с оценками «Мальчи­ков» и «Мужчин» (черный, серый, коричневый). В беседе под­ростки пояснили, что черный цвет у них ассоциируется со злостью, грубостью и т. п.

В представлении воспитанников детского дома мужчины и женщины — на противоположных полюсах: негативном и по­ложительном. Это соответствует реальной жизненной ситуа­ции этих детей. Неблагополучие семьи чаще связывается с поведением или с отсутствием отца (выше говорилось о значи­мости для ребенка образа мамы). У многих детей из детских домов и интернатов в метриках «отец» — прочерк. Стереоти­пы обыденного сознания в силу преимущественно женского характера воспитания также отражают негативное отношение к мужчине-отцу.

Несовпадение результатов двух экспериментов в оценке по­лов обусловлено различием психологических объектов, кото­рые они исследуют. Экспериментальная психосемантнка наце­лена на изучение индивидуальной системы значений субъек­та, которая опосредует психические явления, связанные с со­знанием. Одной из задач психосемантики, в формулировке В. Ф. Петренко, является выделение категориальных струк­тур, опосредствующих восприятие, и осознание субъектом раз­личных содержательных сфер деятельности (структур обы­денного сознания). А. Г. Шмелев видит задачу психосеманти­ки также в диагностике типов дискоординации репрезентатив­ных уровней. Можно сделать предположение, что полученные факторы в нашем исследовании выявили только часть этих структур.