Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 110

Резюмируя сказанное, можно отметить, что возможности, заложенные в занятиях медитацией как в школе, так и в выс­ших учебных заведениях, очень велики. Прежде всего, это знакомство ребенка с его собственным внутренним миром, с ко­торым он может взаимодействовать так же, как и с внешним, что оказывается полезным в плане предотвращения стрессов и напряжений, естественно, сказывающихся на обучении. Это одна из сторон благотворного влияния на учебный процесс. С другой стороны, этот метод открывает новые возможности для более быстрого и эффективного усвоения учебной яро-

* Мандала (mandala — санскр.) — круг, магический круг. Символика, широко известная на Востоке и Западе, встречается в форме цветка, креста, колеса. Интерпретируется как идеальная полнота (включая сферу). С символикой мандалы, как считает К. Юнг, тесно связан центральный архетип «Я» — архетип порядка, полноты личности (включающий сознание и бессознательное), изображаемый кру­гом, квадратом, крестом и др.

Стр. 179

граммы, что является результатом обучения концентрации и удержанию внимания на занятиях медитацией. Кроме того, занятия медитацией способствуют совершенствованию профес­сиональной деятельности учителей, снимая стрессовые напря­жения и открывая для них новые возможности общения с уче­никами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности. М., 1988.

2. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1978.

3. Налимов В. В Природа смысла в вероятностно-ориентирован­ной философии // Язык. Наука Философия. Вильнюс, 1986.

4. Пятигорский Г. А Медитация БСЭ Т. 15. С. 562.

5. Пронников В. А., Ладанов И. Д. Японцы. М., 1985

6. Ever1ey G., Rosenfe1d P. The nature and treatment of tsress. L., 1976.

7. Murphy M., Donovan S. A bibliography of meditation theory and research 1931—1983 Journal of transpersonal psychology, 1983, 15(2), p. 181-219.

8. Sham R., Ko1b D. Reaction time following the Trascendental Me­ditation technique. In: Scientific research on the Transcendental Meditation program: Collected papers, v. 1. — N Y., 1977.

9. Orme-Johnson D. W., Kolb D., Hebert R. An experimental analysis of the effects of the TM technique on reaction time. Ibid., p. 116— 321.

10. Rimo1 A. G. P. The TM technique and its effects on memory mo­tor performance. Ibid., p. 326—330.

11. Pirot M. The effects of the TM technique upon auditory discrimination. Ibid., p. 331—334

12. Pelletier K. R Influence of TM upon aulokinetic perception. Perceptual and Motor Skills, 1974, 39 (3), p 1031—1034.

13. Pelletier K. R. The effects of the TM program on perceptual style- Increased field independence. In: [8], p. 337—343

14. Ferguson P C, Goman J Transcendental Meditation- Some preliminary psychological findings. Journal of humanistic psychology, 1976, 16 (3), p. 51-62.

15. Shapiro J The relationship of the TM program to self actualiza­tion and negative personality perception In: [8].

16. Schilling P B The effects of the regular practice of the TM technigue on behavior and personality. Ibid

17. Fehr T A. A longitudinal study of the offect of the TM program on changes in personality. Ibid

18. Fehr T., Nerstheimer U, Torbes S. Study of personality chan. ges reulting from the TM program. Ibid.

19. Van den Berg W. P., Mu1der B Psychological research on the effects of the TM technique on a number of personality variables. Gedrag' Tijdschrift voor Psychologie, 1976, 4(4), p. 206—217.

20. Meditation: Claassic and contemporary perspectives. Shapiro D.H., Walsh R.N. (eds).N Y.. 1984.

21. Shapiro D. H, Giber D. Meditation and psychotherapeutic effects: self regulation strategy and altered states of consciousness Ibid, p. 62-70.

22. Go1eman D. J., Schwarz G. K. Meditation as an intervention in stress reactivity. Ibid., p. 77—88.

23. Linden W. Practicing of meditation by schoolchildren and their levels of field dependence-independence, test-anxiety and reading achieve ments. Ibid., 89—94.

Стр. 180

24. Vahia N. S., Doongaji D R., Jeste D. V., Kapoor S. N. Further experience with the therapy based upon concepts of patanjaly in the preatment of psychiatric disorders. Ibid., p. 137—142.