Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 70

На уроках рисования, кроме того, нами проводились бесе­ды по темам декоративно-прикладного искусства чукчей и эс­кимосов: «Резьба и гравировка по кости», «Херче» и др. Дети рисовали сюжеты из сказок, написанные по мотивам нацио­нального фольклора и краеведческого материала:  «Сказки Теньки», «Сказки дела Узлена», «Страна Берингия», «Сказки Голубоглазки», «Путешествие в страну Еврашатию» и др. Те-

Стр. 114

матика таких уроков, а также самостоятельная работа уча­щихся в кружке по изготовлению изделий из меха, бумаги, ткани: «Танец чаек», «Морзверобои», «Чукотский календарь», «Шаман», «Пеликан» и другие была направлена на воспита­ние ценностных ориентации на самобытную национальную культуру у детей коренных народностей Чукотки.

Наряду с воспитанием национального самосознания на уроках рисования мы формировали и интернациональное са­мосознание. С этой целью мы знакомили детей с искусством народов СССР и народов Мира, читали и рассказывали сказ­ки и мифы разных народов, а затем пытались делать иллюстра­ции. При этом учитель делал все возможное, чтобы помочь де­тям увидеть в национальном общечеловеческое и индивидуаль­ное, присущее только этому народу.

Постепенно, от класса к классу младшие школьники из числа народностей Севера научились видеть и находить выра­зительные средства для изображения атрибутов националь­ной культуры, родной природы, исконного труда, эпизодов ис­конного образа жизни.

Во время уроков изобразительного искусства на темы, рас­крывающие ценность и значимость национальной культуры чукчей и эскимосов, мы постоянно подчеркивали причастность к ценностям национальной культуры коренных народностей представителей национальностей, приехавших на Чукотку в давние времена и ставших также коренными жителями Се­вера.

Работая в течение многих лет по специально организован­ной, психологически обоснованной программе, мы убедились в том, что на уроках рисования через игровые ситуации мож­но эффективно формировать национальное и интернациональ­ное самосознание у детей начальных классов.

ЛИТЕРАТУРА

1. О ходе перестройки средней и высшей школы и задачах партии по ее осуществлению / Коммунист, 1988. № 4.» С. 56

2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ре­бенка / Вопросы психологии. 1966, № 6 С. 62—76.

3. Выготский Л. С. Психология искусства 2-е изд. М, 1968 С 576

4. Мухина В. С. Детская психология. М, 1985 С. 272

5. Мухина В. С. Современное самосознание народностей Севера / Психолог журнал 1988. Т. 9, № 4 С 44—52.

6. Чукотские народные сказки, мифы и предания / Составитель Л. В. Беликов Магадан, 1982. С. 274.

Стр. 115

IV. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

А. Л.Венгер

МЕТОДИКИ «УНИЧТОЖЕНИЕ СТРАХА»

И «ОБОГАЩЕНИЕ РИСУНКА»

Методика «Уничтожения страха» представляет собой моди­фикацию классического психотерапевтического приема, ис­пользованную в работе с детьми, перенесшими землетрясение в Армении в декабре 1988 г. Методика оказалась эффективна в психокоррекционной работе с детьми в возрасте от 5—6 до 13—14 лет. В настоящее время апробацию методики продол­жает Л. С. Максапетян.

Назначение методики — редукция страхов, предупреждение и преодоление фобофобии (фобофобия, т. е. боязнь возникновения страха, — типичное следствие острых страхов: многие дети, пережившие землетрясение, не засыпают из боязни, что во сне придет страх).

Редукция страхов достигается благодаря действию несколь­ких взаимосвязанных факторов:

а) переключению внимания со своих страхов на изобрази­тельную деятельность;

б) деятельности переживания (по терминологии Ф. Е. Василюка), осуществляемой посредством символической процеду­ры объективации своего страха в рисунке с последующим его уничтожением; в качестве одной из составляющих этого про­цесса выступает отреагирование;

в) осознание ребенком того, что он владеет техникой пре­одоления собственных страхов.

Последний фактор наиболее важен для преодоления и пре­дупреждения фобофобии.