Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 106

обеспечение высокой производительности труда, предотвра­щение и ликвидация конфликтов в группах;

повышение интеллектуальных возможностей (5).

С нашей точки зрения, к этому перечню можно добавить:

выход за стереотипы мышления и в связи с этим возможность принятия нетривиальных решений.

Естественно предположить, что аналогичное воздействие оказывают и другие виды медитации, поскольку все они име­ют одну общую характеристику: для всех ее форм необходи­мым является наличие стимула или предмета, на котором кон­центрирует свое внимание медитирующий. Этот предмет пред­назначается для сосредоточения, т. е. он является по сущест­ву объектом для концентрации внимания (6).

Роль объекта для концентрации заключается, очевидно, в том, чтобы дать возможность интуитивному, неэгоцентриче­скому типу мышления, (который соотносится с активностью неокортекса правого полушария) занять в сознании домини­рующее место — место, которое, обычно занимает эгоцентри­ческий тип мышления (соотносимый с активностью левого по­лушария).

Важно подчеркнуть, что медитация и достижение изменен­ного состояния сознания не одно и то же. Медитация пред­ставляет собой процесс, или набор методик, которые ис­пользуются для достижения желаемой цели — измененного состояния сознания, в котором, как уже упоминалось, проис­ходит слияние тела и разума. Представление о возможности такого слияния дает вероятностная модель сознания, разрабо­танная В. В. Налимовым на основании данных, полученных в экспериментах по изучению глубинных уровней сознания с использованием медитации.

Для этой модели существенной является картография со­знания, имеющая пять уровней:

1. Уровень логического мышления, где .смыслы рас­сматриваются через аристотелеву логику (компьютероподобная часть сознания).

2. Уровень предмышления, где вырабатываются ис­ходные постулаты, на которых базируется логическое мышле­ние и действует бейесовская логика.

3. Подвалы сознания, где происходит чувственное со­зерцание образов (непосредственный контакт с бессознатель-

Стр. 173

вым, содержащим все многообразие глубинного опита, вклю­чая трансперсональные переживания и образы коллективного бессознательного)

4. Общесоматический уровень — физическое тело.

5. Уровень метасознания, принадлежащий, пользуясь терминологией В. И. Вернадского, «ноосфере», или транс личностному сознанию, взаимодействующему с телесно капсулизированным сознанием через бейесовскую логику (3).

Экспериментальная работа с использованием медитации строится таким образом, чтобы через релаксацию воздейство­вать на четвертый уровень, через символы — на третий, и, та­ким образом, подготовить возможность изменения системы ценностных представлении на втором уровне путем расшире­ния спектра взаимодействия с семантическим континуумом. Эксперимент в этом случае носит управляемый характер. Он оказывается направленным на расширение границ сознания, на актуализацию потенциально возможного, на прямое, на­правленное и управляемое соприкосновение с семантическим полем. Если обратиться к математической модели, представить себе «Эго» человека как «селективную проявленность семан­тического поля, задаваемую дифференциальной функцией рас­пределения», построенной на этом поле (3), то эксперимент, по модели В. В. Налимова, оказывается направленным на то, чтобы видоизменять эту функцию, сделать для сознания доступным то, что было закрыто от нас, — находилось на хво­стовых участках исходной, определяющей нашу личность весовой функции. Возможное изменение функции распределе­ния, изменение ее формы или хотя бы смещение ее моды по семантическому полю — это то, что можно было бы назвать путешествием, в котором путешествующий изменяет самого себя. Существенной особенностью эксперимента, дающей ему право на существование, является возможность возвращения к исходной реальности с обогащением ее новыми знаниями и новыми возможностями (3).

Поэтому можно говорить о том, что практические прило­жения медитации открывают новые возможности для развития личности в разных аспектах: развитие перцептивно-моторной системы, совершенствование эмоционально-мотивационной сферы и расширение когнитивных возможностей.