Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 56

шестилетних детей является естественной для них деятель­ностью, она развивает рефлексию на других и на самого себя. Взятие на себя большого числа разнообразных ролей естествен­но для ребенка. Поэтому предложение для игрового сюжета роли «я — маленький» и «я — взрослый» не является для ре­бенка из ряда вон выходящим предложением.

Наблюдение за играми детей осуществлялось путем одномоментных срезов. С помощью данного метода выявлялся ди­апазон игр, отображающих какие-либо стороны личностного времени, выяснялось, как часто выбирают дети такие сюжеты. Для того чтобы выяснить, какое место в играх детей вообще занимают игры, связанные с личностным временем, фиксиро­вались все игры детей, а затем вычленялись те, которые связа­ны с психологическим временем.

В соответствии с режимом детского сада время игр — это утренний отрезок времени до завтрака, после занятий на про­гулке и во второй половине дня после дневного сна. Мы при­ходили заранее, чтобы застать момент возникновения игры, распределения ролей. Дети привыкли к экспериментатору и это не мешало им чувствовать себя свободно. Обычно во вре­мя игровой деятельности дети группируются в соответствии с выбором того или иного сюжета. Это облегчало наблюдение за теми группами детей, игры которых имеют временную направ­ленность.

Данная методика позволила убедиться в том, что в игре как основном виде деятельности ребенка развивается рефлек­сия на самого себя и других в прошлом, настоящем и будущем.

Анализ результатов первого этапа исследования позволил выявить общие поведенческие, эмоциональные реакции детей в связи с обращением их к собственному прошлому и будущему.

Игру в путешествие во времени дети воспринимают с боль­шой заинтересованностью. После того как игра была проведе­на (через несколько дней), дети спрашивают: «А еще будем играть в игру, когда мы были маленькие и большие?» Дети с легкостью входят в роль «маленьких» и «взрослых», с удо­вольствием и интересом изображают себя в прошлом и бу­дущем. Изображая себя в прошлом — маленькими детьми, они начинают ползать на четвереньках, ходят мелкими шажками, сильно раскачиваясь. Пытаются придать своему лицу харак­терное, по их мнению, выражение маленького ребенка: высо­вывают язык, таращат глаза, изображают застывшую на лице улыбку или, наоборот, — плаксивое выражение. Разговарива­ют, намеренно искажая слова, нарочито «детскими» голосами. Изображая себя в будущем взрослыми, дети стараются ходить необычно широкими шагами, говорят громко и отчетливо. Они говорят о том, что нужно идти па работу, в магазин или нуж­но шить, стирать. Некоторые дети из взрослых занятий выби­рают те, на которые для них наложен запрет: «берут спички»,

Стр. 92

«разжигают костер и жарят на нем шашлык», «курят», «пьют вино».

Анализ результатов наблюдений за играми детей путем одномоментных срезов показал, что в число зафиксированных 60 игр входили и специальные сюжеты, в которых ребенок брал на себя роль, связанную с личностным временем («я — ма­ленький», «я — взрослый»). Однако таких ролей было очень мало.

Цель второго этапа исследования — изучить содержание психологического времени у детей шестилетнего возраста, вос­питывающихся в детском саду и обучающихся в школе. Для выполнения поставленной цели были использованы следую­щие методы: беседа; анализ продуктов деятельности; фиксиро­вание значимых ролей; рефлексия настоящего в прошлое и будущее.

В ходе опроса (беседы) выяснялись: 1. Представления ре­бенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. 2. Представле­ния о своих умениях в прошлом, настоящем и будущем. 3. От­ношение, к себе в прошлом, настоящем и будущем. 4. Осознание ребенком значимости его личного прошлого, настоящего и бу­дущего.

Использовались вопросы открытого и закрытого типа. Оп­рос проводился индивидуально с каждым ребенком. Содержа­ние вопросов не вызывало у детей удивления или особых за­труднений в формулировке ответа. Все дети проявляли инте­рес к беседе.