Основные положения сферы консультирования в области связей с общественностью. Изучение истории возникновения и развития консалтинга в России и за рубежом, страница 69

2.  Фиксированная (недифференцированная) оплата. При этом способе консультант, определив для себя объем работ и затраты времени на них, называет клиенту общий размер оплаты, но ссылается не на калькуляцию человеко-дней, а на цены аналогичных проектов данной или других консалтинговых фирм. Иногда в качестве аргумента приводится ссылка на мировые цены консалтинговых услуг.

3.  Процент от стоимости объекта консультирования или результата. При этой форме цена консалтинговых услуг рассчитывается как доля от величины торговой сделки, объема инвестиций или других проектов, осуществляемых клиентом при поддержке консультантов, либо как доля от эффекта, получаемого клиентом в результате консультирования. Это метод оплаты по конечному результату, поэтому для клиента он наилучший, так как стимулирует консультантов к получению максимального эффекта для клиента, а у клиента снимает сомнение в целесообразности платить деньги «за слова». А для консультанта существует риск не получить деньги (например, в случае проигрыша кандидата на выборах).

4.  Комбинированная оплата. Цена консалтинговых услуг может определяться и как комбинация трех вышеперечисленных методов. Этот метод применяется в России весьма активно, причем как в явном, так и в неявном виде. Например, консультант может выдвинуть требование достаточно высоких повременных ставок, зная, что результаты проекта важны для клиента, а ожидаемый эффект многократно перекрывает все затраты на консалтинг.

Следует отметить еще один специфический для современного состояния деловой культуры момент: в условиях кризиса неплатежей, финансового кризиса договор на консалтинговые услуги часто включает так называемую частичную предоплату. Обычно она оформляется в виде платы за организацию работ и составляет от 30 до 50% цены проекта. Оставшуюся часть клиенты могут выплачивать с большими задержками, а иногда и вообще не выплачивать. Поэтому размер предварительного платежа должен быть таким, чтобы хотя бы минимально заинтересовать консультантов в работе.

9.4. Понятие и особенности контрактинга

Контрактинг услуг политического консалтинга – это работа, связанная со стандартными процедурами ведения переговоров, подготовки и согласования договора и его подписания. Включает в себя следующие элементы (этапы):

1.  Планирование. Разработка плана-графика мероприятий и бизнес-плана кампании в рамках выбранного типа политического консалтинга состоит из этапов, каждый из которых должен найти свое отражение в предложении и соответствующих частях договора. Сюда входят:

1)  составление плана основных мероприятий;

2)  планирование бюджета кампании;

3)  систематизация и архивирование информации в рамках проекта (представление и сохранение агитационных материалов в твердых копиях, аудио-, видео-, электронной информации);

4)  решение вопросов, связанных с конфиденциальностью информации;

5)  проведение переговоров с потенциальными исполнителями работ;

6)  разработка и внедрение системы контроля состояния проведения кампании.

2.  Прогнозирование. В предварительном обсуждении и соглашениях могут присутствовать элементы прогнозирования возможного развития политической ситуации в результате воздействия технологий политического консалтинга. Это также входит в процесс контрактинга. Здесь могут иметь место:

•  позитивное прогнозирование, когда ищется ответ на вопрос: «Что может быть, если всепройдет с максимально удовлетворительным результатом?»;

•  негативное прогнозирование, когда ищется ответ на вопрос: «Что может быть, если всепройдет с максимально неудовлетворительным результатом?».

А также независимо от вида консалтинга проводится анализ влияющих факторов в выделенной политической ситуации.

3.  Работа с конкурентами. Уже на первоначальной стадии контрактинга определяются основные конкуренты клиента и прогнозируется возможное распределение ресурсов в выбранной кампании. Наполнение данного списка и ресурсные составляющие относительно клиента могут существенно повлиять на стоимость услуг политического консалтинга, на состав специалистов и другие параметры кампании.