Основные положения сферы консультирования в области связей с общественностью. Изучение истории возникновения и развития консалтинга в России и за рубежом, страница 16

Отдельный человек может вполне искренне считать, что он – «вне политики». Однако, как известно, нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. Даже в семье существуют политические отношения – они призваны регулировать совместную жизнь создающих семью людей и решать общие проблемы. Они определяют, кто главный, а кто подчиняется, кто принимает, а кто исполняет решения. Общество в целом, развиваясь и усложняя свои интересы, создает огромную политическую сферу, и чем сложнее устроено общество, тем масштабнее в нем политика.

Здесь уместно определиться с толкованием понятия «политическая сфера». Политическая сфера охватывает государственное управление, партийное воздействие на общественные процессы и принятие решений, а также участие широких народных масс в политической жизни.

В российских условиях, особенно в период первоначального накопления капитала и установления рыночных отношений, требуется координировать огромное число подчас трудносочетаемых интересов различных групп. Естественно, что одни интересы выражены сильнее, другие – слабее. В такой ситуации политика приобретает своеобразные черты. Для политиков как представителей правящей элиты характерно разделение интересов на доминирующие и субдоминантные (подчиненные). В итоге появляются проблемы морально-этического характера, усложняющие основную задачу политики – задачу координации интересов.

О взаимоотношении политики и морали сказано довольно много, но все так или иначе указывает на то, что политика нейтральна по отношению к морали и даже не имеет к ней никакого отношения. «В политике ради известной цели можно заключать союз даже с самим чертом, нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не черт тебя» (К. Маркс).

Чем больше людей вовлекается в политику, тем большую роль в ней играют массовые информационные процессы. Главе семьи нет нужды выпускать собственную газету. Без телевидения прекрасно обходится племенной вождь. Однако уже крупные феодалы заводили своих герольдов и глашатаев в качестве инструмента политического воздействия. По мере демократизации общественной жизни эти инструменты становились все более массовыми.

Сегодня в политике принципиально не бывает индивидуальных событий. Каждое ее проявление – это массовое событие. Причем не просто пассивный выход на массовую аудиторию, а достаточно активная работа с аудиторией, принимающая стандартизированные формы. Это организованное заранее коммуникативное событие, отрепетированное, учитывающее существенную роль зрителей.

Современная политика все больше становится своеобразным «перфомансом», т.е. деятельностью, производимой индивидом или группой в присутствии и для других индивидуумов или группы.

Американская исследовательница А. Боррека изучала феномен политической драматургии, видя в политике символические, театральные качества. В частности, если вьетнамская война для США развивалась еще по своим военным законам, то война в Персидском заливе – уже с учетом законов массовой коммуникации. Штурм Багдада союзниками в апреле 2003 г., транслируемый в прямом эфире CNN, – классический пример современной медиа-политики XXI в. И конфликт в Южной Осетии – это, в том числе, столкновение медиа-политических структур.

Исследователи технологий связей с общественностью считают, что политика схожа с театром в своем стремлении завоевать аудиторию. В итоге единство целей приводит к единству средств. Даже в экстремальных случаях политического терроризма, подобных похищению итальянского премьерминистра А. Моро в 1978 г., захвата заложников в театральном центре на Дубровке в Москве или школы в Беслане, действие строится так, чтобы прежде всего удержать внимание средств массовой информации и их аудитории. «Масс-медиа представляют собой место, где развертывается событие, т.е. сцену, к которой аудитория обращает свое внимание; именно через четкое развертывание последовательности событий возникают ощущения выстроенности сюжета и наличия сцены… соответственно, социальная или политическая драма привлекает аудиторию и удерживается сама по себе»[3].