Основные положения сферы консультирования в области связей с общественностью. Изучение истории возникновения и развития консалтинга в России и за рубежом, страница 49

В России массовое сознание привыкло к тому, что политические или околополитические слухи рано или поздно подтверждаются (слухи о росте цен, несмотря на опровержения первых лиц, подтверждаются). Отсюда – достаточно высокий уровень доверия к слухам. Оно основано на простой логике: если «об этом говорят все» – значит, что-то за этим есть.

Умышленная «путаница» подразумевает специальную подмену фактов под видом путаницы – например, сфотографировать шикарную машину рядом с домом конкурента под видом автомобиля самого конкурента или шикарный особняк в садовом обществе, где у конкурента имеется старый маленький домик. Соответственно, в газетах смогут появиться фотографии с подписями, в которых говорится о непонятных источниках средств, на которые построен данный дворец. Дальнейшие вопросы носят технический характер и касаются только того, как раздуть данную «путаницу». Если конкурент в это время ведет избирательную кампанию и выстраивает имидж «простого человека», то это явно повредит ему, лишив но крайней мере части избирателей.

Использование «хамских» стилей поведения – это даже не прием, а определенный стиль поведения. Его трудно отнести к РR, хотя психологический механизм действует примерно тот же. Создается контекст, выгодный для данного политика и, соответственно, невыгодный для его противников.

«Бытовое хамство» – достаточно действенный инструмент эмоционального воздействия в отношении определенных слоев населения. Как правило, это люди с невысоким уровнем интеллекта, малообразованные, скорее молодежь, чем представители старших возрастных групп. Они часто воспринимают политику буквально и эмоционально, верят в хамские заявления и оценивают их как признак силы и агрессивности, а очернение конкурентов принимают за чистую монету.

Реальный пример организованного как бы извне «бытового хамства» можно было наблюдать в президентской кампании 2000 г., когда за бывшего генерального прокурора Ю. Скуратова, выставившего свою кандидатуру, вышли агитировать якобы его «поклонницы». Группе проституток за вознаграждение вручили лозунги «Защитим нашего клиента!» и сняли их шествие на видеопленку, которую потом показали по телевидению. Примерно такой же прием был использован против С. Лисовского на выборах в Дзержинске – правда, в его «поддержку» подготовили демонстрацию сексуальных меньшинств с транспарантами: «Любимого Сереженьку поддерживаем и одобряем!». Предпринимались акции такого рода против Г. Явлинского и других известных политиков.

«Бытовое хамство» – обоюдоострое оружие. Оно воспринимается только людьми определенного типа, причем только от определенных политиков. Таким себя зарекомендовал, например, В. Жириновский. Однако его риторику трудно вложить в уста других политических персонажей.

«Черный» юмор. Прием основан на том, что смех – одно из мощнейших средств дискредитации политических оппонентов. Он достигает главной цели: конкурентов перестают воспринимать всерьез как политиков.

Для противодействия используется так называемый «перевод стрелок» – достаточно эффективный прием. Если юмористические приемы применяют к кандидату, можно попытаться активизировать собственную сатирическую войну с оппонентами. Сделайте кого-то из них смешнее себя – и «стрелка» будет успешно переведена.

Противодействие «черному РR». Противодействие «черному РR» может быть «прямым» (или лобовым) и «косвенным» (или боковым). При «прямом» противодействии вы просто как бы принимаете обвинения противников и призываете им противостоять, подсовывая что-то более серьезное. При «косвенном» противостоянии вы вникаете в психологию авторов «черного РR».

Прямое противодействие зачастую очень затратно, а главное – может не принести пользу тому, кто является инициатором этого противодействия, в итоге пострадать может и он. Большинство тактических приемов эффективны до тех пор, пока используются скрытно.