Основные положения сферы консультирования в области связей с общественностью. Изучение истории возникновения и развития консалтинга в России и за рубежом, страница 35

Перед осуществлением любого рода действий в политическом консалтинге необходимо определиться со стратегией и тактикой действий. Стратегия – это, прежде всего, цели деятельности.

Выбор целей основывается на анализе результатов исследований, ресурсном анализе, который был проведен предварительно. Выбор целей происходит на двух уровнях:

1)  электоральном – когда целью ставятся определенные количественные характеристики (а именно, сколько голосов необходимо достичь в результате воздействия – доля голосов, рейтинг доверия, сколько голосов необходимо отнять у конкурента);

2)  установочном – когда целью выступают качественные характеристики (а именно, прогноз необходимых изменений в параметрах общественного мнения – смещение его в позитивную или негативную сторону).

Итак, стратегическое планирование является ключевой системой и следует за этапом исследования имеющихся ресурсов, их анализом. Стратегия определяет направление и цели, тактика – способы и приемы необходимых действий для достижения поставленных целей.

Содержание всех стратегий может разделяться по четырем видам:

1)  усиление существующих позиций, увеличение того, что имеем, рост имеющихся групп ресурсов;

2)  поддержка существующего уровня распределения ресурсных групп – не потерять имеющиеся группы ресурсов;

3)  защита позиций от различных отдельных или всех вместе групп влияния, субъектов, которые могут отнять у нас имеющиеся ресурсы;

4)  нападение – как способ изменения собственных позиций и нивелирования конкурентов.

Тактика же, в общем виде, является планом конкретной реализации выбранной стратегии и включает:

1)  разработку приемов;

2)  реализацию (или проверку на практике) этих приемов;

3)  обобщение и систематизацию полученных результатов;

4)  выявление закономерностей, оформление использованных приемов как правил или, другими словами, технологий.

Классификация технологий производится в зависимости от вида стратегии:

1.  Технологии усиления:

1)  воздействие на имидж клиента;

2)  воздействие на определенное событие (или совокупность событий);

3)  воздействие на определенных субъектов (или группы субъектов) – субъектами могут быть избиратели и лица, принимающие решения, способные оказать влияние.

2.  Технологии поддержки:

1)  инициирование участия определенных субъектов (избирателей, лиц, принимающих решения), т.е. подталкивание их осуществлению выбора;

2)  управление информацией;

3)  управление определенным событием (или совокупностью событий).

3.  Технологии защиты:

1)  маскировка планов, событий, информации разного уровня; 2) защита от тактических приемов конкурентов.

4.  Технологии нападения:

1)  воздействие на имидж клиента с целью максимально качественной дифференциации от конкурентов;

2)  воздействие на имидж конкурентов – с целью устранения преимуществ конкурента и перераспределения ресурсов конкурента в пользу своего клиента;

3)  воздействие на событие с целью представить своего клиента в максимально выгодном свете, а конкурента – нивелировать;

4)  воздействие на аудиторию, поддерживающую в данный момент конкурента, с целью переориентации этой аудитории на выбор в пользу своего клиента или, по меньшей мере, на отказ от выбора в пользу конкурента.

Рассмотрим данные группы технологий подробнее.

5.2. Классификация технологий реализации действий

I. Технологии усиления.

Первая подгруппа – технологии влияния на имидж клиента. Основной смысл данной группы технологий в том, что, не отказываясь от собственной индивидуальности, кандидат должен отвечать общественной потребности в лидере определенного, востребованного типа, воплощать понятную избирателям и желаемую ими политическую идею.

В группу технологий влияния на имидж клиента входят две основные технологии:

1.  Технология использования надцели использует следующие приемы: