Понятия «информационные войны» и «психологические войны» практически тождественны. И то, и другое самым тесным образом связано с пропагандистским воздействием на потребителя информации, а цели достигаются с использованием средств массовой информации. В основе этого лежат две элементарные операции: отбор новостей под определенным углом зрения для последующей передачи; увеличение и преуменьшение значимости события в соответствии с избранной точкой зрения.
«Войны» с использованием СМИ можно условно разделить на две категории:
1) информационные баталии между вещателями, целью которых является обеспечение господства в эфире (многолетнее противостояние советского официального радиоэфира и его борьба с разного рода голосами вроде «Радио Свобода» – наглядный тому пример);
2) использование подконтрольных средств массовой информации для дискредитации своих политических конкурентов (выше уже приводился пример «медиа-киллерства» С. Доренко на каналах Б. Березовского).
Важной особенностью использования разных инструментов в информационной войне является асимметричный характер информационного оружия. Постиндустриальные страны имеют сильные информационные инфраструктуры, от которых зависит вся их жизнедеятельность. В результате эти страны занимают сильные позиции в области информационного воздействия. Одновременно они же становятся более уязвимыми для информационного оружия, которое против них могут применить страны аграрного уровня развития. Они не имеют такой инфраструктуры, поэтому становятся менее уязвимыми. Чем сильнее противник, тем более асимметричным должно быть информационное действие по отношению к нему. Асимметрично порождает свою информацию, например, шут, на которого не мог реагировать король, поскольку априори шут обладает правом иного информирования. В этом случае поведение шута заранее запрограммировано на асимметрию. Любое сообщение обладает ценностью именно из-за своей асимметричности. Отсюда известное западное высказывание: когда собака укусила человека – это не новость, новость – это когда человек укусил собаку. Новость – это нарушение нормы, которое всегда является асимметричным.
Одним из эффективных инструментов «черного ПР» являются слухи. В современных политических технологиях не нужно ждать, чтобы слух возник и сформировался сам, передаваясь «из уст в уста». Сегодня искусственно создаются слухи, которые успешно «запускаются» с помощью средств массовой информации, что значительно ускоряет процесс их «легендирования». Дальше в массовом сознании начинает действовать принцип «нет дыма без огня», и слух получает активное распространение.
В современном политическом консалтинге слух обычно имеет две составляющих. Первая – это все тот же «компромат». Вторая – предстоящая «расплата за прегрешения» в виде отставки и краха карьеры, а возможно, и в виде уголовного преследования.
При «запуске» политического компрометирующего слуха вначале следуют многочисленные «оговорки», подчеркивающие не очень высокую надежность информации. Здесь работает «зона Уэйта» (Том Уэйт открыл закон о том, что людям не столько интересно, что говорит политик, сколько почему он это говорит и что стоит за его высказываниями, например, слух о том, что повысится пенсионный возраст и последующее за ним опровержение).
То есть если новость – это то, что скрывают, надо намекнуть на то, почему скрывают. Одна необходимая деталь для начала циркуляции слухов – пробудить воображение аудитории. Ей предлагается «самой догадаться», «сделать выводы» и т.д. Именно это люди и делают, начиная пересказывать друг другу подкинутую им информацию. Так и циркулируют слухи. Еще можно подкрепить их туманным намеком на «источники», но одновременно несколько раз оговориться, как бы подчеркивая нежелание напрасно компрометировать уважаемого политика. Ко всему прочему, это освобождает средство массовой информации от всякой ответственности за распускаемые слухи. Кстати, для этого некоторые СМИ специально открывают соответствующие рубрики, программы, типа «какой-то там утки» на НТВ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.