Основные положения сферы консультирования в области связей с общественностью. Изучение истории возникновения и развития консалтинга в России и за рубежом, страница 55

Имиджмейкер – это творец, создатель имиджей. Теоретически имиджмейкер – исключительно автор и разработчик оптимальной модели, под которую подгоняется прообраз имиджа. На практике он одновременно является еще и реализатором этой модели в работе с политиком или структурой, а также часто и распространителем возникающего продукта через каналы массовой коммуникации, т.е. еще и поставщиком имиджей.

Как правило, к услугам имиджмейкеров прибегают тогда, когда харизматические качества отсутствуют или слабо выражены. Именно в таких сложных случаях они в состоянии принести наиболее очевидную пользу.

Большинство политических имиджмейкеров исторически оказались выходцами из коммерческой рекламы, пришедшими в область политики.

Задачи имиджмейкера сводятся к трем основным пунктам:

•  сформировать предварительную модель, основу будущего имиджа;

•  «обработать» политика, чтобы привести его к максимальному соответствию этой модели;

•  по ходу распространения имиджа вносить коррективы в данную модель.

Желаемая модель, ее последующая корректировка формируются на основе изучения общественного мнения (через социологические опросы, психологические исследования, фокус-группы) и изучения личности самого политика – его позитивных и негативных качеств, т.е. того, что можно усилить, а что – устранить из имиджа.

Имиджмейкинг – это коллективный труд. Так, проработкой внешних параметров занимаются парикмахеры, стилисты, гримеры, модельеры. Проработкой демонстрации внутренних качеств – психологи, лингвисты, спичрайтеры, редакторы и режиссеры. Наконец, собственно политические параметры выстраиваются с помощью политтехнологов, коллег по партии.

7.2. Технологии формирования имиджа политика

Технологии создания имиджа со времени появления услуг по имиджмейкингу усложнились и сегодня уже не укладываются «приодеть, причесать». Имиджмейкинг сегодня использует достаточно большой и разнообразный набор способов и приемов воздействия на аудиторию.

К примеру, достаточно популярной является система шести положений быстрого создания имиджа, именуемая «иконикой». Она включает в себя следующие компоненты:

1)  использование особенностей психологии потребления (т.е. того, какие потребности не удовлетворены и особенно желаемы в удовлетворении – в материальных ресурсах, в справедливости, в проявлении свободы слова и т.д.);

2)  изучение динамики изменения стереотипов в массовом сознании (например, как изменялось отношение к бизнесу, предпринимателям);

3)  учет хромологии, т.е. науки о влиянии разных цветов на сознание человека;

4)  учет воздействия правильного видеомонтажа и звукового воздействия;

5)  учет неосознаваемых реакций на форму (самого политика и его фона);

6)  использование архетипов коллективного бессознательного (использование патриархального стиля, прошлых типажей отцов народа в новых красках, с новыми атрибутами).

Основными элементами технологий формирования имиджа являются:

1.  Построение имиджевой стратегии – определение цели имиджа, определение факторов, которыеобусловят действенность имиджа политика, а также отбор инструментов для реализации данной стратегии.

2.  Создание перфоманса (определенной акции, представления) – это специальная, как правило,символическая деятельность, осуществляемая индивидом или группой в целях произведения определенного впечатления на другого индивида, группу или массы людей. Например, перфоманс, связанный со знаменитым стаканом воды, который В. Жириновский выплеснул Б. Немцову в лицо. Сюда также можно отнести публичное сожжение флага, партийного билета, чучела К. Собчак и т.д.

3.  Создание и поддержание имиджевой легенды. Если у политика нет возможности совершатьперфомансы, ему нужен красивый «миф о прошлом», легенда. Имидж формируется задолго до политической карьеры – в неполитичекой сфере, например, кандидат проявляет себя в научном сообществе или среди хозяйственников, бизнесменов, среди любителей искусства. Впоследствии достижения на этих фронтах становятся историей, обрастают мифами, легендами, т.е. имиджевая легенда – это история имиджа политика, изложенная красивыми словами. Она включает в себя два аспекта: биографические данные и краткое изложение политической платформы, взглядов, поступков.