Имиджмейкер – это творец, создатель имиджей. Теоретически имиджмейкер – исключительно автор и разработчик оптимальной модели, под которую подгоняется прообраз имиджа. На практике он одновременно является еще и реализатором этой модели в работе с политиком или структурой, а также часто и распространителем возникающего продукта через каналы массовой коммуникации, т.е. еще и поставщиком имиджей.
Как правило, к услугам имиджмейкеров прибегают тогда, когда харизматические качества отсутствуют или слабо выражены. Именно в таких сложных случаях они в состоянии принести наиболее очевидную пользу.
Большинство политических имиджмейкеров исторически оказались выходцами из коммерческой рекламы, пришедшими в область политики.
Задачи имиджмейкера сводятся к трем основным пунктам:
• сформировать предварительную модель, основу будущего имиджа;
• «обработать» политика, чтобы привести его к максимальному соответствию этой модели;
• по ходу распространения имиджа вносить коррективы в данную модель.
Желаемая модель, ее последующая корректировка формируются на основе изучения общественного мнения (через социологические опросы, психологические исследования, фокус-группы) и изучения личности самого политика – его позитивных и негативных качеств, т.е. того, что можно усилить, а что – устранить из имиджа.
Имиджмейкинг – это коллективный труд. Так, проработкой внешних параметров занимаются парикмахеры, стилисты, гримеры, модельеры. Проработкой демонстрации внутренних качеств – психологи, лингвисты, спичрайтеры, редакторы и режиссеры. Наконец, собственно политические параметры выстраиваются с помощью политтехнологов, коллег по партии.
Технологии создания имиджа со времени появления услуг по имиджмейкингу усложнились и сегодня уже не укладываются «приодеть, причесать». Имиджмейкинг сегодня использует достаточно большой и разнообразный набор способов и приемов воздействия на аудиторию.
К примеру, достаточно популярной является система шести положений быстрого создания имиджа, именуемая «иконикой». Она включает в себя следующие компоненты:
1) использование особенностей психологии потребления (т.е. того, какие потребности не удовлетворены и особенно желаемы в удовлетворении – в материальных ресурсах, в справедливости, в проявлении свободы слова и т.д.);
2) изучение динамики изменения стереотипов в массовом сознании (например, как изменялось отношение к бизнесу, предпринимателям);
3) учет хромологии, т.е. науки о влиянии разных цветов на сознание человека;
4) учет воздействия правильного видеомонтажа и звукового воздействия;
5) учет неосознаваемых реакций на форму (самого политика и его фона);
6) использование архетипов коллективного бессознательного (использование патриархального стиля, прошлых типажей отцов народа в новых красках, с новыми атрибутами).
Основными элементами технологий формирования имиджа являются:
1. Построение имиджевой стратегии – определение цели имиджа, определение факторов, которыеобусловят действенность имиджа политика, а также отбор инструментов для реализации данной стратегии.
2. Создание перфоманса (определенной акции, представления) – это специальная, как правило,символическая деятельность, осуществляемая индивидом или группой в целях произведения определенного впечатления на другого индивида, группу или массы людей. Например, перфоманс, связанный со знаменитым стаканом воды, который В. Жириновский выплеснул Б. Немцову в лицо. Сюда также можно отнести публичное сожжение флага, партийного билета, чучела К. Собчак и т.д.
3. Создание и поддержание имиджевой легенды. Если у политика нет возможности совершатьперфомансы, ему нужен красивый «миф о прошлом», легенда. Имидж формируется задолго до политической карьеры – в неполитичекой сфере, например, кандидат проявляет себя в научном сообществе или среди хозяйственников, бизнесменов, среди любителей искусства. Впоследствии достижения на этих фронтах становятся историей, обрастают мифами, легендами, т.е. имиджевая легенда – это история имиджа политика, изложенная красивыми словами. Она включает в себя два аспекта: биографические данные и краткое изложение политической платформы, взглядов, поступков.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.