Основные положения сферы консультирования в области связей с общественностью. Изучение истории возникновения и развития консалтинга в России и за рубежом, страница 12

2.  Универсалы предлагают методы решения проблем по аналогии с другими компаниями. Ониимеют дело сразу с несколькими областями и основное внимание уделяют их взаимодействию, координации и интеграции. Универсалы осуществляют проблемное консультирование процесса либо проекта. Они обычно занимаются предварительной организационной диагностикой, переговорами с клиентами, планированием и координацией выполнения заданий, выработкой заключений, представлением окончательных предложений клиентам и т.д. В консультировании универсал создает такую ситуацию для персонала или руководителя организации, при которой персонал (руководитель) сам выявляет свое состояние и, осознав его, вместе с консультантом находит пути решения проблемы.

В настоящее время в сфере консультирования отмечается выраженная тенденция к большей специализации. Все чаще клиенты интересуются работой с фирмами, которые не представляют себя в качестве универсальных экспертов в решении деловых проблем, а обладают специалистами с нужными знаниями и опытом, например, в функциональной области (аудит) или в конкретной области промышленности (пищевая, легкая).

Существует также разделение на внешних и внутренних консультантов. Внешние консультанты отличаются независимостью, богатым опытом и оказывают услуги клиентам на основе соответствующих договоров. Внутренние консультанты являются штатными специалистами по экономике и управлению той или иной организации, поэтому они зависимы от руководства. Подробнее о консультантах и их формах отношений с клиентами будет рассказано в следующих лекциях.

1.3. Классификация видов консалтинга в сфере связей с общественностью

Управленческий консалтинг. Одним из первых профессиональных консультантов в области управленческого консалтинга стал основатель теории научного управления предприятием Фредерик Тейлор.

Первая фирма по управленческому консалтингу была основана в 1914 г. в Чикаго. Называлась она «Служба исследований бизнеса». В 1920–1930-х годах аналогичные фирмы возникли в Англии и Германии.

В современном управленческом консультировании процесс внедрения новых управленческих стандартов и принципов предполагает серьезную реорганизацию практически всех основных бизнеспроцессов компании, а также определенную параллельную адаптацию самого программного обеспечения к индивидуальным особенностям предприятий – объектов внедрения. Высокий уровень сложности этих задач, как правило, не позволяет даже самым передовым в техническом плане промышленным корпорациям обходиться своими силами и требует участия профессиональных консультантов по управлению и информационным технологиям.

В настоящее время консультации в сфере управления предлагают не только консалтинговые фирмы, но и аудиторские фирмы, а также поставщики компьютерного оборудования.

Начало управленческого консультирования в нашей стране восходит к 20-м – началу 30-х годов XX в., когда развернулась широкомасштабная активная рационализаторская работа в областях научной организации труда и управления во всех отраслях народного хозяйства и государственного аппарата. В СССР создавались институты, оказывающие консультационные услуги предприятиям страны, среди них – Центральный институт труда, Казанский институт научной организации труда и др.

В середине 60-х годов XX в. начался новый этап в развитии консультационной деятельности. Появились научные и исследовательские коллективы, ориентированные на оказание консультационной помощи. Это, прежде всего, Центр проблем управления общественным производством экономического факультета МГУ, научные группы в институтах США и Канады, АН СССР и др.

Становление управленческого консалтинга как профессиональной деятельности началось лишь в 1987 г. и было связано с переходом к качественно новому типу экономики, с перестройкой.