В конце 1787 г. сторонник ратификации федералист Теодор Седвик и его оппонент антифедералист Джон Бэкон, претендовавшие на одно и то же место в Массачусетском ратификационном конвенте, вступили в дискуссию о достоинствах новой конституции. Так было положено начало первым в истории страны дебатам, организованным в рамках избирательной кампании. Помощники и советники кандидатов были в основном добровольцами, однако выполняли функции современных консультантов, оказывая содействие в организации дебатов, подготовке выступлений и печатных материалов.
Самым подготовленным и способным из первых политических консультантов США считается Джон Бекли. Будучи доверенным лицом Томаса Джефферсона, он провел первый в истории американских кампаний «медиа-блиц», наводнив Пенсильванию 30 тыс. бюллетеней и тысячами рекламных листков, превозносящих достоинства Джефферсона. И хотя Джефферсон в 1796 г. проиграл выборы, однако в Пенсильвании он стал победителем.
Моделью для современного политического консалтинга США является фирма, организованная калифорнийской супружеской парой Клемом Уайтекером и Леоне Бакстер. Они тщательно изучали своего клиента и его соперников, а также проблематику кампаний. Затем, опираясь на одну самую простую тему, разрабатывали общую стратегию кампаний, помогали своему кандидату готовить выступления и рекламные материалы. Они составляли графики выступлений и размещали рекламу – сначала в газетах, потом на радио и телевидении. Уайтекер и Бакстер провели в Калифорнии 75 кампаний, выиграв 70 из них.
В 1960-е годы получил распространение термин «новая политика», применявшийся по отношению к стилю избирательных кампаний, ориентированному не на содержательные (программные) разногласия между кандидатами, а на технические аспекты кампаний, использование коммуникационных новинок и формирование имиджа кандидата.
Начало современной эпохи политического консалтинга датируется президентской кампанией 1960 г. В профессионально организованной избирательной борьбе между Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном ключевым моментом впервые стали теледебаты, транслировавшиеся на всю страну.
В 1968 г. в Париже была учреждена Международная ассоциация политических консультантов, поставившая перед собою цель обмена методами ведения избирательных кампаний.
С 1970-х годов использование политического консультирования уже является стандартом проведения любых выборов. Имена крупнейших специалистов по производству «политических звезд» известны во многих странах – американцы Джо Наполитан, Клифтон Уайт, Мэтт Риз, Тони Шварц и многие другие.
Современное политическое консультирование в США определяют как профессиональную деятельность по интеллектуальному и организационному обеспечению политических кампаний посредством создания и реализации высокоэффективных технологий, способных компенсировать слабость традиционных (т.е. партийно-политических) методов реализации лидерства, мобилизации поддержки, осуществления информационно-пропагандистской и символизирующей функций кампании.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение термину «информация». Будет ли информативным текст на английском языке для человека, который не знает английского?
2. Охарактеризуйте основные свойства информации как товара.
3. Как вы считаете, можно ли отнести к информационным технологиям образовательные технологии (например, использование деловых игр, тренингов и т.д.)?
4. Чем, по вашему мнению, отличается консалтинг от консультирования?
5. По каким направлениям работают сегодня консалтинговые фирмы?
6. Что такое коммуникационный консалтинг и каковы его основные направления?
Литература Основная: 1, 3. Дополнительная: 8, 9, 22, 27.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.