Основные положения сферы консультирования в области связей с общественностью. Изучение истории возникновения и развития консалтинга в России и за рубежом, страница 20

Сегодня общество располагает высокоразвитыми информационными технологиями, которые создают принципиально новые возможности информационного контроля и повышают эффективность информационного воздействия. Если на ранних этапах своего существования отрасль связей с общественностью была ориентирована на более активное использование коммуникационных каналов (публичные выступления, дебаты, поездки по стране и др.) и создание эффективной связи между коммуникатором и аудиторией, то по мере их развития сущность связей с общественностью качественно изменилась.

В современном российском обществе, пережившем острую стадию информационной революции (стадию «информационного взрыва» и спонтанного развития новых технологий и средств массовой информации), направление связей с общественностью не столько расширяет возможности использования массовых коммуникаций, сколько, напротив, ограничивает их за счет особых технологий контроля и управления информационными потоками.

Публика нуждается в упорядочивании безбрежного моря информации, а всякая организация, в том числе политическая система, заинтересована в том, чтобы «упорядочить» эту информацию определенным образом – в свою пользу. Если это получается (публика получает упорядоченную и непротиворечивую информацию, политические лидеры – лояльность со стороны общества), возникает некая «взаимная выгода», оборачивающаяся «успехом» для данной организации.

Принято считать, что связи с общественностью – это важная составная часть государственной и негосударственной управленческой деятельности, призванная обеспечить взаимопонимание между управляющими и управляемыми подсистемами ради повышения эффективности их функционирования. Наиболее известные технические средства сферы связей с общественностью – распространение разъяснительных материалов через разные коммуникационные каналы (в основном через СМИ); предоставление обществу и журналистам всей необходимой информации; организация и поддержание контактов, прежде всего с каналами массовой коммуникации, имитирующих доверительный характер отношений; создание и поддержание позитивного имиджа своей структуры или организации.

Учитывая то, что современная жизнь все более виртуализируется, сфера связей с общественностью превращается во все более эффективный инструмент влияния на общественное мнение, в том числе и в политической сфере. Действительно, и президенты определяют время своего приезда в чужие страны с учетом того, чтобы попасть в нужный выпуск теленовостей, в «прайм-тайм». Основная задача в виртуальной сфере – это удачное позиционирование. Задача политического консультанта – повернуть демонстрируемый объект так, надавить на нужные точки (т.е. интересы слушающего, наблюдающего) таким образом, чтобы мотивация выбора именно этого объекта сформировалась у аудитории сама. Текст сам по себе вторичен, главное – контекст.

Субъекты политического консалтинга. Основными субъектами консалтинга являются консалтинговые фирмы или независимые частные консультанты, привлекающие для работы другие организации. Кроме того, некоторые исследователи выделяют консалтинговые отделы и консультантов, работающих в составе организации. Исходя из этого выделяют два основных вида политического консультирования: внутреннее и внешнее.

Внутреннее консультирование осуществляется в случае, когда помощь политику оказывают сотрудники его аппарата – помощники, советники, консультанты, а также специально созданные для этого структуры, например, пресс-службы и службы по связям с общественностью.

Во внутреннем консультировании различают:

а) неформальное (неофициальное) консультирование – к нему относят ситуации, когда в роли советчиков политического деятеля выступают члены его семьи, родственники, друзья, люди, не связанные с этим политиком в данный момент по службе; случайные незнакомые ему люди, которые высказывают что-либо на улице, митинге, при различного рода встречах;