Основные положения сферы консультирования в области связей с общественностью. Изучение истории возникновения и развития консалтинга в России и за рубежом, страница 15

Термин public relations (в пер. с англ. – взаимоотношения с общественностью) впервые был использован в 1807 г., третьим президентом США Т. Джефферсоном. Автор Декларации независимости считал, что без целенаправленного конструирования отношений с общественностью демократия немыслима. Таким образом, термин «PR» (связи с общественностью) изначально родился в политической сфере, в недрах политического процесса. Хотя наиболее интенсивное развитие PR как явление получил вне политики, в сфере экономики и бизнеса.

Тогда впервые стали возникать инсталляции, призванные создавать информационную квазиреальность. Значительно отличаясь от реальности жизни, квазиреальность должна была выглядеть абсолютно правдоподобной – настолько, чтобы люди воспринимали ее как саму жизнь, верили ей и руководствовались ею. В своей основе процесс построения связей с общественностью изначально был особым инструментом манипулятивного воздействия на сознание и поведение людей. Это не хорошо и не плохо. Манипулятивная природа сферы связей с общественностью – это просто факт, с которым нельзя не считаться.

Возможности PR быстро оценили политики. На основе бизнес-направления связей с общественностью активно стало развиваться и политическое направление. В 1919 г. Эдвард Бернейс основал в Нью-Йорке свою фирму по «управлению известностью», ориентируясь, прежде всего, на политическую сферу. Термин «public relations» отсутствовал в употреблении, в своей книге от 1923 г. он пользовался термином «общественное мнение». Среди клиентов Бернейса были Э. Карузо, его технологиями пользовались А. Гитлер и П. Геббельс.

Термин «связи с общественностью» долгое время не выходил в широкую общественность в политической сфере[1]. Тому послужили две основные причины:

•  во-первых, долгое время считалось необходимым камуфлировать технологии этой сферыради достижения эффекта искренности воздействия на людей;

•  во-вторых, механизмы воздействия сферы связей с общественностью оказались настолькосложными, что пронизывали, по сути, весь политический процесс.

Связи с общественностью в политической сфере имеют свою определенную методику, свои технологии. Но они не могут быть признаны универсальными. Каждое время, каждая политическая система, наконец, каждая нация вносит свои изменения, по-своему корректирует этот процесс.

В отечественной истории в РСДРП (позднее превратившейся в ВКП(б)) агитпроп (агитационная пропаганда), по сути, был создан с момента появления первой партийной газеты «Искра» и окончательно оформился после основания «Правды». Таким образом, сфера связей с общественностью оказалась растворена в более широкой сфере – сфере политического консалтинга.

Дадим определение такому явлению, как политика. На ранних этапах изучения политической сферы и политических процессов под политикой понимали конкретные отношения доминированияподчинения, которые одним людям позволяли принимать важные решения, а от других требовали исключительно исполнения этих решений. Эта традиция восходит к античной философии, в частности к Аристотелю, утверждавшему, что «государственное устройство (politeia) – это распорядок в области организации государственных должностей вообще, и в первую очередь верховной власти»[2].

В современном понимании политика – это не только отношения доминирования-подчинения, а особый род деятельности специальных людей, политиков, заключающийся в координации чужих интересов. По мере развития и усложнения общества интересы образующих его людей, малых и больших групп, социальных слоев населения вступают в неизбежные противоречия. Для того чтобы эти противоречия не препятствовали, а напротив, способствовали общественному развитию, постепенно возникла политика как особая координирующая эти интересы и управляющая обществом сфера. К примеру, один музыкант может сам извлекать из своего инструмента прекрасные мелодии. Оркестру же, состоящему из многих музыкантов, всегда требуется дирижер. Так и в других сферах человеческой жизни. Монаху, сидящему в своей келье, политика не нужна. Но всему монастырю уже нужен настоятель, для того чтобы координировать жизнь и интересы многих монахов.