Е. Малкин и Е. Сучков выделяют особый вид политической кампании – «кампанию на противоходе». Она основана на том, что политик изначально формирует образ «борца со злом», олицетворяемым конкурентами. Основной расчет – на протестное голосование. Такого кандидата выбирают за то, что он – главный противник «плохого человека». Особенно эффективна эта тактика, когда отождествляемый со злом противник – достаточно известный человек.
Некоторыми авторами утверждается, что борьба против «черного РR» не просто бессмысленна, но и, как правило, откровенно вредна. Многочисленные протесты и «общечеловеческие выступления» на тему «грязных технологий» в политике совсем не безопасны. На самом деле все «борцы» и «протестанты», отстаивающие ценности «чистой политики», просто льют воду на мельницу самых отъявленных проходимцев – ведь именно им выгодно, чтобы доминировала исключительно «позитивная реклама», а любые упоминания об их нечистоплотном прошлом были забыты и не использовались в кампании.
Для противостояния «черному РR» в конкретной ситуации прежде всего необходимо точно ответить на два вопроса. Первый: кто стремится к той же цели, что и вы, являясь прямым конкурентом? Самый наглядный ответ на этот вопрос – в предвыборной кампании. Второй: чьи интересы пострадают, а влияние снизится в случае успеха вашей кампании? Такая предварительная оценка конкурентной среды очерчивает круг конкурентов, а затем выявляет их реальные и потенциальные ресурсы. После этого уже понятно, откуда можно ждать неприятных ударов.
Затем в целях самообороны политику рекомендуется самому собрать информацию об основных конкурентах (т.е. ресурсах, которыми они обладают), но не просто для того, чтобы был наиболее полный банк данных о конкуренте, а для того, чтобы использовать всю информацию по случаю, применительно к ситуации.
Итак, противодействие «черному РR», конечно, необходимо. Однако лучше заблаговременно провести «профилактику» самой возможности его применения. Если же профилактика по каким-то причинам не помогла, желательно использовать «косвенные» методы противостояния. «Прямая» борьба с «черным РR» обычно бывает неэффективной: невозможно всем доказать, что ты – «не верблюд», даже если это действительно правда.
1. Заражение – это бессознательная, спонтанная форма включения личности в определенные психические состояния.
Заражение осуществляется путем передачи психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, накалом чувств и страстей. Основа возникновения эффекта заражения – эмоциональное воздействие в условиях непосредственного контакта.
Функции заражения – усиление групповой сплоченности и компенсация недостаточной групповой сплоченности. Формами проявления заражения являются массовые психозы, азарт, экстаз.
2. Внушение – это социально-психологический механизм общения, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к массовым действиям. Внушение представляет собой активное и персонифицированное воздействие одного субъекта на другой. Внушение адресовано не к логическому мышлению, а к эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Внушение – это вторжение в сознание (или прививание к нему идеи), происходящее без участия и внимания воспринимающего лица и нередко без ясного с его стороны сознания (религия, гипноз).
3. Одним из методов воздействия является подражание. Подражание – это социально-психологический механизм общения, обеспечивающий воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения (манер, действий, поступков), которые благоприятно воспринимаются аудиторией.
4. Убеждение – оказывается с целью воздействия организовать превращение информации в систему установок и принципов личности. Убеждение – это также система логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность. Основная техника убеждения – это обращение к рациональной стороне сознания, а инструментом являются аргументация и приведение логических доводов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.