Основные положения сферы консультирования в области связей с общественностью. Изучение истории возникновения и развития консалтинга в России и за рубежом, страница 23

Национальные модели политического консалтинга. Известны различные описания национальных моделей политического консалтинга (маркетинга).

Исследователь Р. Аграноф включает в состав важнейших особенностей американской национальной модели персонификацию и «депрограммизацию» политической борьбы, окончательный переход функции руководства предвыборными кампаниями из рук кандидатов в руки политических менеджеров и консультантов, проведение обширных социологических и маркетинговых исследований до начала избирательной кампании, а также широкомасштабное использование СМИ.

Е. Морозова, опираясь на работы М. Бонграна, противопоставляет американской модели политического маркетинга французскую, основу которой, по ее мнению, составляет большая политико-программная нагруженность разработок политических маркетологов.

На более формальном, а потому и более объективном критерии основана типология национальных моделей политического консалтинга, предложенная немцем П. Радунски. Приведем именно ее:

1.  Американская модель – организацией избирательных кампаний занимаются специализированныеагентства, работающие преимущественно на отдельных кандидатов. В их функции при этом входит как собственно консультирование, так и непосредственный менеджмент избирательных кампаний.

2.  Германская модель – менеджеры избирательных кампаний (ответственные координаторы всейкампании) работают в аппарате партий. На временной основе в период избирательных кампаний к работе привлекаются лишь политические консультанты – специалисты в какой-то определенной области политической коммуникации.

3.  Французская (смешанная) модель – управляющие избирательной кампанией могут быть каксотрудниками партийного аппарата, так и специалистами, работающими непосредственно на кандидата на коммерческой основе.

Одной из причин, приведших к относительному снижению удельного веса политических партий в современном обществе, целый ряд ученых называет сегодня изменения в сфере политических технологий (технология избирательных кампаний является только их частью, хотя и очень важной).

Норвежские исследователи Селле и Свасанд обращают внимание на то, что до недавнего времени «партийные организации являлись также каналом коммуникации; структурой, используемой лидерами для распространения информации, формирования политических взглядов и регистрации мнения рядовых членов партии». Однако в современных условиях, как утверждают они, «ничто не может сравниться с мощью СМИ в качестве средства распространения информации и пропаганды; в то же время опросы общественного мнения превратились в более удобный инструмент для изучения настроений массы партийных приверженцев, особенно после того, как целым рядом исследований было установлено, что мнения партийных активистов серьезно расходятся с позициями большинства тex, кто отдает свой голос за кандидатов партии».

Российская форма (модель) политического консалтинга. Становление отечественного политического консалтинга как профессиональной деятельности началось в конце 80-х годов XX в. и было связано с переходом к качественно новому типу экономики и политических отношений.

В настоящее время в России существует так называемая двухсекторная модель политического консалтинга:

•  1-й сектор – частные независимые консалтинговые и другие профессиональные (марке-тинговые, рекламные, имиджмейкинговые) компании;

•  2-й сектор – сохранившиеся госбюджетно финансируемые центры политических иссле-дований, департаменты мониторинга в составе госструктур и др.

Кроме того, по преобладающим видам деятельности выделяются: 1) исследовательские структуры; 2) консалтинговые структуры.

По мнению ряда специалистов, лидерами в исследовательской среде в настоящее время стали структуры негосударственные. Они поддерживаются либо коммерческими, либо определенными политическими силами. Многие из исследовательских структур в основном занимаются маркетинговыми исследованиями как наиболее коммерчески выгодными, постепенно оставляя политическую сферу, однако в период избирательных кампаний они активно занимаются ее процессами.