Консультант начинает мелькать на телевидении или на страницах газет. Но ему платят за то, чтобы он улучшал внешний вид своих клиентов-политиков, делал их достойными доверия, продвигал их идеи в массы. Консультант не должен публично комментировать кампанию своего клиента, особенно если она еще не закончилась. Каждое публичное высказывание консультанта в этом контексте становится напоминанием телезрителям или читателям газет, что упомянутый кандидат – это его продукт. Публичные откровения консультанта могут оскорблять и даже обесценивать кандидата, а также формировать циничное отношение ко всему политическому процессу, в котором участвует кандидат и его консультанты и помощники. Консультант должен оставаться по большей части анонимным в течение всей политической кампании. И большинство политических консультантов контролируют свое поведение, свою речь, считая это делом чести.
Опытный консультант достаточно быстро определит, чего хочет клиент, предложит ему варианты решения имеющейся проблемы и определенный план совместной реализации намеченных мер. Некоторые этапы работ консультант может выполнять и без участия клиента. Например, проведение диагностики политической ситуации с помощью определенного социологического инструментария не требует вмешательства заказчика.
Каждая последующая встреча консультанта с клиентом позволяет уточнять проблему, пути ее разрешения, минимизировать проводимые мероприятия.
Если у клиента реальная проблема, но он ее не осознает, то консультант едва ли сможет ему помочь. В этом случае консультант вначале должен потратить время, чтобы помочь клиенту осознать все аспекты и возможные последствия возникшей проблемы и чтобы он (клиент) искренне захотел скорее от нее избавиться.
В другом случае, когда клиент достаточно хорошо осознает свою проблему, но ничего не желает менять, «упирается», консультант должен показать все возможные негативные последствия его ухода от проблемы, постараться внушить ему, что он может своим бездействием погубить не только свой политический имидж, но и свое окружение. В этом случае, можно обратиться к другому высококлассному специалисту-эксперту (например, психологу, политологу).
Часто складывается ситуация, когда клиент желает весь комплекс мероприятий переложить на консультанта. В этом случае система политического консалтинга выходит за рамки простого политического консультирования. Консультативные меры в этом случае сочетаются со всем комплексом мероприятий по связям с общественностью (являются частью этого комплекса), включая реорганизацию имеющейся структуры, организацию и проведение акций по убеждению общественности, – это более сложная и затратная работа, которую консультант может переложить на другие организации или отказаться от ее выполнения.
Важно помнить, что консультант не несет ответственности, за то воспользуется или не воспользуется клиент советами консультанта. Он отвечает лишь за правильность и эффективность предложенных мер. Клиент может не сразу приступить к реализации советов. В ходе работы у него возникает множество новых вопросов. Задача политического консультанта – обеспечить по возможности безошибочную реализацию клиентом советов и рекомендаций. Нельзя не учитывать и тот факт, что проблемы могут возникать повторно. Важно исключить (или, по крайней мере, минимизировать) возможность повторного появления проблем по тем же мотивам и в аналогичной ситуации. Иначе, это будет означать, что эффективность проделанной работы минимальна.
При проведении консалтинговых мероприятий необходимо учитывать, что советы должны даваться не в назидательной форме. Руководитель – это человек, имеющий достаточно высокий статус. Специалист-консультант лишь ставит задачу помочь ему сделать ту часть работы, которую в обычном режиме устойчивой работы руководитель не выполняет. Это позволит избежать противоречий между консультантом и руководителем.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.