Основные положения сферы консультирования в области связей с общественностью. Изучение истории возникновения и развития консалтинга в России и за рубежом, страница 10

Консалтинг (англ. consulting, букв. – консультирующий) – это деятельность фирм по оказанию консультационных услуг предприятиям, организациям, физическим лицам по широкому кругу вопросов экономики и права (создание и регистрация фирм, маркетинговые исследования, инновации, инвестиции и др.). Большинство отечественных исследователей различают понятия «консалтинг» и «консультирование», хотя при дальнейшем использовании нередко смешивают эти понятия. В строгом смысле под консультированием принято понимать область деятельности, связанную с оказанием специалистом непосредственной помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций в ходе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, которую требуется разрешить. Консультирование – достаточно эффективный способ, помогающий клиенту в последующем самостоятельно решить возникшие проблемы. Консалтинг же – это деятельность специализированных компаний, которая включает консультирование производителей, продавцов, покупателей, политических деятелей, работников социальной сферы по широкому кругу вопросов экономической, финансовой, хозяйственной, политической, социальной, культурной и другой деятельности. Консалтинг может заключаться в подготовке пакета учредительных документов, выборе стратегии инвестиционной компании, политической организации, прогнозировании экономического и политического развития, корректировке политики и поведения лидеров и т.д.

Консалтинговые услуги – это услуги специализированных организаций по экономическому, финансовому, торговому, правовому консультированию предприятий, фирм, предпринимателей с помощью набора средств и методов по преодолению кризиса организации.

В политической сфере употребляется термин «политический консалтинг».

Консалтинг существует в мире столько времени, сколько существует человечество. Некоторые авторы шутят, что первым консультантом был змей-искуситель из эдемского сада, посоветовавший Еве вкусить яблоко. Как вид профессиональной деятельности консалтинг стал использоваться, прежде всего, в США и странах Западной Европы. Истоки политического консалтинга отыскиваются в XVIII в. – в далекой эпохе войны за независимость, политических споров федералистов и антифедералистов, становления политической системы США. К моменту первой политической кампании (1789 г.) – кампании по ратификации Конституции США – консалтинг стал фактором американской политической жизни.

Одними из первых консалтинговых услуг были юридические услуги. Услугами адвокатских и нотариальных контор люди пользовались еще в античную эпоху, а сейчас без услуг адвокатов мало кто обходится.

В конце XIX в., по мере усложнения экономики и соответствующего развития социальноэкономического знания, начала формироваться новая область профессиональных услуг – консультирование по экономике и управлению, т.е. менеджмент-консалтинг. Управленческое консультирование зародилось в начале XX столетия в США.

В настоящее время консалтинговые фирмы работают по следующим основным направлениям:

•  традиционный аудит;

•  налоговое консультирование;

•  юридическое консультирование;

•  услуги в области корпоративных финансов (т.е. в области подготовки и сопровожденияинвестиционных сделок);

•  информационно-управленческие услуги;

•  коммуникационный консалтинг;• политическое консультирование.

Консалтинг является одним из видов профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью, потому как среди основных функций связей с общественностью выделяется консультативная, заключающаяся в том, что благодаря коммуникативным способам возможно оказывать помощь определенным группам, которые принимают советы. Особенно бурное развитие консультационная деятельность получила в 1970-е годы, когда для повышения эффективности деятельности компаний руководителям стало предлагаться сосредоточиться на организационной структуре предприятия, внедрении новых мотивационных схем, а особый упор делать на формировании разделяемых всеми сотрудниками ценностей компании, т.е. делать акцент на корпоративной культуре. И в этом отношении стали особым спросом пользоваться консультанты по связям с общественностью и специализированные агентства, которые позиционировали себя как не только рекламные агентства, но и компании, способные оптимизировать организационно-корпоративную структуру, наладить коммуникационные процессы.