Основные положения сферы консультирования в области связей с общественностью. Изучение истории возникновения и развития консалтинга в России и за рубежом, страница 63

2.  Предлагаются основные меры по решению этих проблем – необходимые по мнению кандидата.

3.  Описывается возможное личное участие кандидата в осуществлении этих мер (выдвижениезаконопроекта, реализация программы социальной помощи, содействие учреждению фонда и т.п.).

4.  Формулируется призыв к избирателям поддержать кандидата голосованием за него («Если высогласны с этими предложениями, придите и поддержите 2 марта кандидата Иванова»).

Обычно программа кандидата в мэры города печатается на 5–10 страницах буклета, достаточно крупным шрифтом, чтобы ее можно было прочитать или хотя бы пробежать глазами в общественном транспорте, в лифте.

Как и в любом агитационном тексте, важно не забыть подчеркнуть и четко аргументировать наиболее важные моменты. При этом особенно важно не упустить из виду ни одной категории избирателей, особенно «целевую группу» и тех, кто представляет «критическую массу» (избиратели конкурента и подвижные избиратели), ради которых и проводится изучение избирательного рынка.

Поэтому необходимо, объективно оценивая те или иные меры (скажем, занятость людей с ограниченными возможностями), показать пути и средства дальнейшего улучшения положения дел в этой области (например, ужесточение квотирования мест для людей с инвалидностью, организация надомной работы) и, что самое главное, возможный личный вклад кандидата в этом направлении (например, создание банка социально-ответственных работодателей, внесение законопроекта на поощрение налоговыми льготами таких предпринимателей и т.д.).

Основой для составления программы являются диагностические исследования округа, подкрепленные, главным образом, тщательным анализом проблем региона. Эти проблемы необходимо сопоставить с результатами различных социологических исследований, проводившихся в регионе, отражающих эмоциональную сторону жизни людей, – это может стать общим трендом хорошей предвыборной программы.

Технология разработки предвыборной программы включает в себя ряд этапов:

1)  выявление существующих проблем в обществе в целом и в конкретном избирательном округе;

2)  определение путей и методов решения этих проблем;

3)  разработка программы;

4)  апробация программы и моделирование возможной реакции различных слоев населения на ее основные положения.

В самом общем виде программа кандидата может состоять из следующих разделов:

1.  Политического раздела: например, из разделов, касающихся укрепления федерализма и роли регионов; реформы государственного и регионального аппаратов; идеологической ориентации.

2.  Экономического раздела: анализ модели рыночной экономики; предложения структурных изменений в производстве региона; характеристика бюджетно-финансовых возможностей.

3.  Социального раздела: анализ проблем социального обеспечения; программа улучшения условий труда и быта; поддержка наиболее уязвимых слоев общества; укрепление семьи; развитие занятости населения, преодоление безработицы и др.

4.  Раздел межнациональных отношений и региональной политики: национальная политика региона; взаимоотношения центра и регионов; межрегиональные и межнациональные отношения.

5.  Раздел духовного развития: анализ проблем формирования духовности, нравственности; реформы образования, науки; развитие литературы и искусства.

После того, как программа сведена и структурирована, необходимо оценить, как ее воспринимают. Сначала программа апробируется на членах штаба и команды кандидата. Затем выясняется реакция различных слоев населения путем исследования фокус-групп. Возможна апробация программы через публикацию основных ее элементов в прессе и выявление реакции журналистов и населения.

И уже после того, как отработаны основные элементы, они конкретизируются до формулировок, понятных каждому избирателю и воздействующих на эмоциональное восприятие. Программа делается более «читабельной» и емкой.