Причем имидж позволяет политическому деятелю выбирать наиболее эффективные типы ролей, а также позволяет показать лидера с разных сторон. Например, студентам и интеллектуалам – представляться как высокоинтеллектуальная и талантливая личность, сентиментальным – любящим отцом и мужем, военным – прежде всего патриотам своей страны и т.д., т.е. имидж многогранен настолько, насколько многогранна его целевая аудитория.
Внешние и внутренние компоненты имиджа. К внешним компонентам имиджа относятся следующие (они перечисляются в порядке убывания значимости, поскольку именно таким образом формируется первое впечатление (наиболее сильное), хотя все элементы имеют большое значение): 1) черепно-лицевые признаки – прежде всего, лицо, на котором выделяются лоб с прической, губы, глаза и подбородок. Изучением таких признаков занимается физиогномика. Ее методы и характеристики, например, умственного развития человека в зависимости от величины черепа или высоты лба, – спорны. Но в массовом сознании такие стереотипы все-таки находят свое отражение. Лицо является наиболее информативным компонентом с точки зрения восприятия человека человеком;
2) одежда и аксессуары. Невнимание к одежде опасно. Например, плохо завязанный галстук,помятая рубашка могут оставить впечатление о их хозяине как о неряхе, и он потеряет часть уважения аудитории. Кроме того, известна аксиома о том, что о мужчине судят по обуви и часам;
3) мимика и пантомимика – улыбки, гримасы относятся к мимике, пантомимика являет собойвыразительные движения в жестах, походке, осанке и т.д. Невербальная информация является одним из самых значительных и правдоподобных источников информации о политике во время его общения с избирателями, журналистами, населением.
Например, большой интерес у психологов вызывает пантомимика В. Путина. При внешней скупости на эмоции из-за контроля над ними интересно наблюдать за ним во время ответов на нелицеприятные или внезапные вопросы. Такие обычно задают за рубежом, здесь пантомимика увеличивается, начинают работать руки, лицо. Паузы, которые обычно делает в своей речи В. Путин (так называемые
«озвученные» паузы, придающие особый вес), при этом здесь начинают заполняться междометиями;
4) речь со всеми ее многочисленными характеристиками как физическими (тембр голоса, дефектречи, акцент), так и содержательными (способ построения речи, оговорки, использование фразеологизмов, поговорок и др.). Вербальное (речевое) воздействие, риторика считаются наиболее сильными методами. Поэтому вербальным компонентам имиджа всегда уделяется серьезное внимание. К внутренним компонентам имиджа политика относят психологически обусловленные элементы. Политический имидж, как и любой другой, по своей сути – исключительно психологический феномен. Представляя собой уникальное политическое предложение, завернутое в удобную для восприятия упаковку, имидж распространяется или внедряется в сознание с помощью СМИ, его компонентами являются следующие образы:
1) образ-знание, несущий информацию о внешности политика, его биографии и семье;
2) образ-значение воспринимаемого политического объекта, имеющий смысловую окраску, определенную значимость для воспринимающего;
3) образ желаемого будущего – образ того желаемого состояния политика, достижению которого следует способствовать (например, голосуя за него на выборах, чтобы он стал губернатором);
4) одновременно с образом желаемого будущего, существует еще и образ-прогноз, отражающий восприятие желаемой ситуации как вероятной иди невероятной (от того, что желаемым президентом в 2008 г. хотелось видеть, например, А. Богданова, прогноз о возможности его президентства был отрицательным).
Одной из ключевых фигур в политическом консалтинге является имиджмейкер.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.