Основные положения сферы консультирования в области связей с общественностью. Изучение истории возникновения и развития консалтинга в России и за рубежом, страница 33

Необходимо реально оценивать ресурсы конкурентов для прогнозирования возможности их перераспределения в пользу клиента или нивелирования при невозможности такого перераспределения. Основными функциями работы с информацией о ресурсах конкурентов являются защита, нейтрализация и перераспределение их в пользу клиента.

Анализ клиента. Под анализом клиента подразумевается пошаговое изучение ресурсных групп в сочетании с личностным анализом и выявлением возможностей позиционирования среди других субъектов политического консалтинга, в том числе конкурентов клиента. Личностный анализ клиента в силу непосредственного взаимодействия консультанта и клиента обладает большей валидностью и надежностью, чем личностный анализ конкурентов, а также содержит больше интересующих исследователя сведений.

Личностный анализ клиента состоит из последовательного изучения его имиджа и психологического состояния, проецирующегося на цели политического консалтинга относительно данного субъекта, а также на уже упомянутый имидж. Компонентом личностного анализа является также изучение ближайшего окружения кандидата, например, его семьи, ее готовности к поддержке.

Исследование психологического состояния клиента является тем компонентом личностного анализа, который осуществляется при помощи или, по меньшей мере, под строгим контролем профессиональных психологов. Наличие у политического консультанта знаний в области психологии существенно облегчает проведение исследования, позволяет вести дополнительный контроль за его процессом, обеспечивает соответствующие интерпретацию и использование полученных в результате этого исследования данных.

Следующим этапом политического консалтинга после личностного и контекстуального анализа клиента является сопоставление полученных в результате этого анализа параметров с целью оценить распределение системных составляющих ресурсных групп между субъектами политического консалтинга (в том числе между клиентом и конкурентами).

Основными задачами такого распределения являются корректирование целей политического консалтинга, выбор стратегии и тактики технологического воздействия на политическую ситуацию (так называемой политической борьбы). В процессе обсуждения полученных результатов в группе экспертов и с клиентом политического консалтинга могут быть определены дополнительные параметры одной или нескольких ресурсных групп, методики их оптимизации, возможности и методики нивелирования системных составляющих ресурсных групп конкурентов клиента.

Модель оптимального распределения ресурсов может быть определена в процессе специального изучения мнения аудитории, на которую предполагается оказывать воздействие. В некоторых случаях допустима замена такого обширного и дорогостоящего исследования на экспертный анализ или обычный опрос общественного мнения, однако только точный анализ с последующим построением многомерного семантического пространства способен отразить наиболее достоверную картину политической ситуации, место клиента и конкурентов в этой ситуации, а также объективно оценить существующие и потенциальные шансы того или иного субъекта политического консалтинга с точки зрения поставленных им целей.

4.3. Политический аудит

Нередки случаи, когда для диагностики политической ситуации, политических отношений и места в них конкретной политической организации привлекаются сторонние службы политического аудита (от лат. auditus – слушание, выслушивание, англ. audit).

Политический аудит – это анализ, контроль политической деятельности какой-либо организации или деятельности в целом политической организации специальными аудиторскими фирмами. Такой аудит осуществляется по запросу самой организации или по настоянию государственных органов (например, когда политическая организация занимается запрещенными видами деятельности). В ходе политического аудита неполитической организации анализируется только политическая составляющая ее деятельности. В случае же проведения аудита политической организации могут быть проанализированы и другие направления ее деятельности. Главной целью аудита и в этом случае остается определение места и роли политической организации в соответствующей политической структуре, состояния внутренних и внешних политических отношений и связей, качества персонала, роли в политической деятельности, соответствия стратегии и тактики деятельности организации политической ситуации и др.