Основные положения сферы консультирования в области связей с общественностью. Изучение истории возникновения и развития консалтинга в России и за рубежом, страница 59

5.  Определение стратегии по отношению к конкурентам. Действия по отношению к конкуренту реализуются, как правило, за счет использования двух инструментов:

1)  критика, направленная на ослабление положительного образа конкурента (например, за счет демонстрации фактов несоответствия построенному образу);

2)  подчеркивание (постоянное дополнение) антиобраза конкурента.

6.  Формулировка тем кампании. Темы кампании могут быть самыми разнообразными – их типология также является самой разнообразной. Главное правило при формулировании темы кампании – это то, что тема кампании должна соответствовать образу кандидата, а значит, и его личностным характеристикам. Например, для сильной личности темой кампании может являться наведение порядка, борьба с преступностью, коррупцией. Для «самого умного» это может быть яркое, иллюстрированное изложение своей программы – не важно, что мало кто что-нибудь поймет, но на это будет интересно смотреть, если кандидат будет использовать юмор – это значительно больше привлечет электорат.

Тем кампании, как правило, несколько, но их не должно быть много (не более 5–6) – одна тема является главной, преобладающей, на ней сфокусированы все программные заявления кандидата (4 «И» Д. Медведева). Каждая из тем оформляется в отдельный речевой модуль для пояснения, ответов на вопросы и т.д., также все темы объединяются в посланиях избирателям – в них отражаются все выбранные темы при преобладании главной темы.

Тактика избирательной кампании. В ходе разработки тактики избирательной кампании устанавливается полный перечень мероприятий кампании, сроки их проведения и затраты на них – тактика избирательной кампании является детальным планом проведения различных (главным образом, рекламных) мероприятий.

Проектирование тактики сводится к последовательному решению следующих задач:

1)  определение тактического рисунка кампании – выделяются направления кампании, ее основные мероприятия, этапы;

2)  агитационно-рекламное направление, включающее формирование имиджа кандидата, разработку фирменного стиля кандидата, подготовку агитационных материалов, прямой и косвенной рекламы в СМИ;

3)  непосредственная работа с избирателями – сюда относится формирование команды агитаторов, сбор подписей в поддержку кандидата, программы адресной рассылки, телефонной агитации, наружная реклама, встречи с избирателями, массовые мероприятия и контроль за голосованием в день выборов;

4)  информационно-аналитическое обеспечение – сюда относятся все методы, технологии, которые мы рассматривали в рамках соответствующей лекции;

5)  юридическое обеспечение; 6) финансовое обеспечение;

7) техническое обеспечение.

Как правило, избирательная кампания проходит в четыре этапа:

1-й этап – подготовительный. Разрабатываются стратегия и тактика кампании, фандрайзинг, фирменный стиль кампании, основные агитационные материалы.

2-й этап – происходит сбор подписей, одновременно изготавливаются агитационные материалы.

3-й этап – происходит агитационная кампания.

4-й этап – завершающая часть кампании (наиболее сильная реклама, массовые мероприятия).

Л.В. Коваль более подробно приводит основные элементы (или миниэтапы) организации региональной избирательной кампании (пошаговая технология) – она включает следующие условнопоследовательные шаги:

1.  Формирование избирательного штаба.

2.  Выдвижение и регистрация кандидата или списка.

3.  Диагностика избирательного округа.

4.  Определение ресурсов кандидата.

5.  Анализ структуры электората и определение целевых групп (сегментация электората).

6.  Разработка предвыборной программы и платформы.

7.  Разработка концепции (темы) избирательной кампании.

8.  Формирование имиджа кандидата или объединения.

9.  Разработка стратегии и тактики избирательной кампании.

10.  Разработка стратегии и плана рекламной кампании.