Основные положения сферы консультирования в области связей с общественностью. Изучение истории возникновения и развития консалтинга в России и за рубежом, страница 64

Особенности работы с электоратом во время избирательной кампании. Электорат – это круг лиц, обычно граждан государства, обладающих правом голоса на выборах в органы государственной власти и референдумах. В России электоратом являются граждане, достигшие 18-летнего возраста и не лишенные избирательного права в силу недееспособности или отбывания срока наказания по решению суда.

Специалист по связям с общественностью, работающий в политической сфере, регулярно изучает мотивацию решений электората, различия в политическом выборе по полу, возрасту, в зависимости от образования, дохода, социального происхождения избирателей и т.п. Он анализирует воздействие на них политической рекламы, властных решений, социально-экономической ситуации, внутренней и внешней политики (посредством анализа данных социологических опросов, рейтингов политических субъектов).

Часть избирателей активно участвует во всех выборах – они являются активным электоратом, и многие политтехнологи в предвыборной кампании делают ставку именно на этот активный электорат. В то же время нельзя считать правильными действия политических консультантов, игнорирующих безразличных к политической жизни граждан, равнодушно реагирующих на политические процессы. Индифферентный электорат также выступает объектом влияния на политическом рынке. Граждане, принимающие решение идти на выборы в последние дни, нередко решают судьбу выборов.

Граждане, у которых в предвыборный период не сформировалась устойчивая потребность участвовать в выборах (но все же не отвергающие их), а также избиратели, принявшие решение участвовать в выборах, но не решившие, за какого будут голосовать, – это так называемые подвижные избиратели – они составляют потенциальный резерв любого кандидата.

Позиционирование, направленное на сомневающийся электорат, – дело достаточно тонкое. Представителями такого электората обычно являются люди, имеющие высшее образование, независимый и устойчивый доход, возможно, однажды обманутые в своих политических надеждах. Работая с этой категорией избирателей, консультант идет на определенный риск, потому что такой выборщик назначает себе высокую цену. Любая грубая попытка манипуляции их сознанием может привести к противоположному от ожидаемого эффекта. Особенно «тонкого» обращения к себе требует так называемый «отвергающий электорат», имеющий негативное отношение к выборам, игнорирующий их.

Большому политическому риску подвергается политический консультант и, соответственно, его кандидат, обращаясь к части электората, у которого в предвыборный период сформировалась устойчивая потребность участвовать в выборах и голосовать за конкурента. Под влиянием системы маркетинговых воздействий эта часть устойчивого электората будет голосовать именно за «своего» кандидата (например, за Зюганова). Однако часть из них не раскрывает своего мнения о кандидатах и даже может заигрывать с политическими консультантами и агитаторами, делая вид, что они отдают предпочтение именно этому кандидату.

Еще один термин, касающийся воздействия на выбор электората в свою пользу, – индокринация, т.е. насыщение массового сознания определенным, выгодным для политического субъекта содержанием в форме системы убеждений, образов, установок, стереотипов.

Технологии воздействия на электоральное поведение и мнение в избирательной кампании не отличаются от технологий в других видах кампаний, но носят подчеркнуто активный и даже агрессивный характер. Обычно это:

•  обращение к эмоциональной сфере личности. Как правило, это страх, ненависть, презрение, и наоборот – патриотизм, гордость, собственное достоинство. Вместе с тем, надо помнить, что обращение к негативным эмоциям обычно производит наибольшее количество дисфункциональных эффектов. Негатив обычно деперсонализирует личность, в страхе человек становится менее критичным, ищет поддержки в массах, ориентируется на массовое поведение, и если мы представляем не очень популярного кандидата, то здесь может сработать обратный эффект, личность может начать ориентироваться на высокие рейтинги другого кандидата;