Основные положения сферы консультирования в области связей с общественностью. Изучение истории возникновения и развития консалтинга в России и за рубежом, страница 52

Основная: 1, 3. Дополнительная: 2, 4, 5, 6, 12, 13, 24, 30, 31.

Тема 7. ИМИДЖМЕЙКИНГ В ПОЛИТИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

7.1. Понятие имиджа, имиджмейкинга: особенности и функции

Современная политика носит, прежде всего, персонифицированный (личностно-ориентированный) характер. Для того чтобы такая персонификация была успешной, необходимо уделять особое внимание дифференциации политика от его конкурентов, привлекая внимание аудитории к его не только политическим (концептуально-идеологическим), но и личностным характеристикам, наиболее выгодно отличающим его от других деятелей. Американские исследователи проводили изучение избирательных предпочтений и выяснили, что на первом месте у избирателей, как правило, стоит оценка личности кандидата, на втором – способность качественно выполнять свою работу (и это тоже связано с личностными характеристиками) и только на третьем (в лучшем случае) месте – политическая программа кандидата.

В этом отношении одной из важных составляющих политического консалтинга и политики в целом является уделение большого внимания имиджу, способам его построения и методам противодействия разным попыткам подпортить, очернить имидж политика.

Итак, дадим определение имиджу (от англ. image – изображение, символ, образец) – это воображаемый образ, мнение о человеке, организации или событии, создаваемое профессиональными имиджмейкерами с помощью средств массовой коммуникации и психологического воздействия.

Имиджмейкинг (в букв. переводе – производство имиджа) являет собой процесс создания необходимого образа в массовом и индивидуальном сознании о политике, организации, событии или явлении. Необходимый образ, как правило, может находится на двух уровнях:

•  на первом – это собственно процесс создания необходимого образа за счет выделения,высвечивания одних черт политика и ослабления, умалчивания о других его качествах;

•  на втором – это специфичное восприятие данного образа аудиторией.

Надо подчеркнуть, что имидж – это не просто некий психический образ, который сложился сам собой в массовом сознании. Это специально и целенаправленно моделируемое отражение образа, которое сначала создают, а потом необходимым образом внедряют в массы.

Структура имиджа включает в себя четыре компонента:

1)  некоторый «исходный материал» (политик, партия или организация, состоявшееся событие и т.д.), предварительно обработанный с целью минимизации его негативных и максимизации позитивных черт в соответствии с основными параметрами оптимальной модели имиджа, разработанной имиджмейкером;

2)  избранная модель имиджа, наложенная на предварительно подготовленный исходный материал;

3)  неизбежные искажения, которые вносят каналы трансляции имиджа (и это прежде всего СМИ);

4)  результат работы субъекта восприятия (аудитории или конкретного индивида) по формированию целостного итогового имиджа в своем сознании на основе навязываемой извне модели, но с учетом собственных внутренних представлений.

Таким образом, имидж – это результат обработки сложного объекта (например, восприятия политика) не только имиджмейкером, но и самим массовым сознанием. При этом происходит определенная кристаллизация, выделяются отдельные характеристики, которые идентифицируют политика в большей степени, чем другие.

Такие характеристики условно разделяются на:

1)  биологические (или психофизиологические) – связаны с агрессивностью, силой, мощью ее субъекта, т.е. связаны с примитивными реакциями животного происхождения. Такие характеристики отражаются в командирском голосе, уверенной речи, режущем взмахе руки;

2)  коммуникативные – связаны с особенностями передачи информации (фото-, телегеничность, тембр голоса, акцент), например, приятная улыбка, чувство юмора;

3)  социальные – связаны с человеческими качествами (доброта, отзывчивость) и семейными представлениями, например, открытость встречи с людьми, внимательное вслушивание в чужую речь;