Основные положения сферы консультирования в области связей с общественностью. Изучение истории возникновения и развития консалтинга в России и за рубежом, страница 66

•  Должна ли фирма ограничиться рамками какого-то одного вида консультационных услуг,или ей следует расширить диапазон профессиональных услуг (какие новые услуги можно добавить и не потерять своего лица)?

2.  Собственно деловая активность:

•  Чего хочет достичь консультирующая фирма, занимаясь предпринимательской деятель-ностью?

•  Какой рост – умеренный или стремительный – собирается обеспечить стратегия фирмы?

•  Какие доходы и прибыль планирует получить консалтинговая фирма и к какому сроку?

То есть, с одной стороны, нельзя смотреть на будущее консалтинговой фирмы лишь с финансовой точки зрения, упуская из виду роль и ответственность профессиональной организации; с другой – при игнорировании финансовых целей даже реалистичные профессиональные цели окажутся недосягаемыми в силу неадекватности имеющимся финансовым ресурсам.

Ключевой вопрос разработки стратегии компании – это конкурентное преимущество консалтинговой организации: почему клиент должен обратиться к этой организации, а не к другим консультантам? Ответами могут являться: профессиональная квалификация, уникальность предоставляемых услуг, доступные цены, хорошая репутация и т.д.

Одна из составляющих стратегии консалтинговой фирмы – это определение сферы деятельности. Рассмотрим четыре варианта определения направления сферы деятельности услуг консалтинговой фирмы:

1.  Функциональные или предметные области консультирования. Здесь областями могут выступать политический маркетинг клиента (организации), управление избирательной кампанией кандидата, сопровождающее политическое консультирование, расширение положительного образа клиента, формирование имиджа клиента и т.д. Это наиболее широкое обозначение своей деятельности, оно не имеет конкретного фокуса, его предметная область широка и многослойна.

2.  Консультирование в ситуации кризиса. Здесь консультирование сосредотачивается на решении проблем, которые возникают у политиков в ходе политической деятельности. И за счет экономии энергии, ресурсов, предотвращения ошибочных шагов достигается конкурентное преимущество консультанта. Примерами могут быть применение технологий защиты и нападения в ходе избирательной кампании, проникновение компрометирующего материала в СМИ, развертывание целенаправленной информационной кампании против политика.

3.  Специальные методы и системы. Имея на руках эксклюзивную технологию исправления ситуации, решения проблемы политика, доказавшую на практике свою действенность, консультант может применять ее в работе с другими клиентами, разумеется, модифицируя ее под нужды конкретных политиков. Такие методы обычно используются в работах, имеющих специальные аспекты – например, наиболее точные методы диагностики, создания наиболее эффектных политических роликов и др.

4.  Применение методологии консультирования. В этом случае консультант пытается сделать свою продукцию наиболее осязаемой и точной, для чего снабжает клиента описанием своего подхода к диагностике проблем и оказанию им помощи. То есть клиенту дается инструмент для решения проблемы, и в будущем он сможет самостоятельно решить проблему этим способом. Здесь продукт – это сам метод, например, обучение формированию и корректировке имиджевых составляющих (обучение навыкам риторики, политического общения).

9.2. Маркетинг консалтинговых услуг

Ключевым фактором осуществления консалтинговых услуг, как и любого другого бизнеса, является наличие спроса на них. Консультант является консультантом, только если у него есть клиенты, т.е. те, кого он консультирует.

Консультирование относится к так называемым «неосязаемым» услугам. В большинстве случаев у консультанта нет возможности продемонстрировать клиенту продукт, потребительские свойства которого можно «ощутить» непосредственно. И маркетинг неосязаемых услуг можно проводить с помощью двух подходов: прямого и косвенного.

Косвенный подход – это создание успешного, положительного имиджа консалтинговой компании на рынке – например, образ надежной и сильной компании по оказанию качественных услуг.