Основные положения сферы консультирования в области связей с общественностью. Изучение истории возникновения и развития консалтинга в России и за рубежом, страница 11

Как любой направленный процесс, консалтинговая деятельность имеет свою определенную цель и задачи. Основной целью любого консультирования является помощь клиенту осуществить прогрессивные изменения в его организации. Консультант помогает выявлять и решать специфические технические проблемы, касаясь в то же время человеческих проблем и аспектов организационных изменений.

А задачами, в свою очередь, являются выявление, анализ имеющихся проблем и нахождение путей их решения.

Кроме того, любой консалтинговый проект может быть разделен на следующие основные этапы:

1)  диагностика (выявление проблем);

2)  разработка предложений по решению проблемы;

3)  внедрение решений в практическую деятельность компании.

По продолжительности консалтинговый проект может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. При решении проблем, как правило, применяется комплексный подход, при котором учитывается взаимосвязь различных аспектов деятельности предприятия.

Для достижения максимальной эффективности при выполнении консалтинговых проектов создается команда проекта, в состав которой входят эксперты в различных предметных областях и менеджеры, управляющие ходом проекта.

Консультант должен выполнить две задачи: с одной стороны, следить за решением существующих проблем, с другой – показать организации пути самостоятельного решения насущных вопросов в будущем.

В настоящее время под консультированием понимается совместная работа консультанта и клиента при разработке и внедрении новшеств, т.е. это коллективные и совместные усилия.

Степень вовлеченности клиента в консалтинговый проект варьируется в зависимости от видов консалтинговых услуг. Между тем, эффективность работы консультанта будет минимальной, если клиент вообще не участвует в ней. Далее эта эффективность растет по мере увеличения вовлеченности клиента, и после достижения оптимальной точки эффективность начинает падать, следовательно, клиент начинает выполнять за консультанта его работу. Разумеется, кривая данного графика меняется в зависимости от вида решаемых проблем, от этапа или фазы консалтингового проекта и, конечно же, от самого вида консалтинговых услуг.

Существует несколько наиболее распространенных типичных заданий на консультирование в зависимости от ситуации, с которой столкнулась организация-клиент:

1)  задача на исправление ситуации, которая ухудшилась (например, упал рыночный спрос);

2)  задача на усовершенствование ситуации, которая уже существует (расширение рынка);

3)  задача на создание совершенно новой ситуации (выход на новые рынки, выпуск нового продукта).

Следует также отметить две стороны возможных изменений в организации-клиенте:

•  техническая сторона, касающаяся характера управленческой или производственнойпроблемы, с которой сталкивается клиент (консультант находит пути ее анализа и решения);

•  человеческая сторона, т.е. взаимоотношения между консультантом и клиентом, реакциялюдей в организации заказчика на изменения (консультант помогает в планировании этих взаимоотношений и их осуществлении).

В России, где политические, экономические, социальные, технологические и другие изменения происходят довольно хаотично, консультанты и их клиенты не должны забывать, что и люди, и компании нуждаются не только в переменах, но и в стабильности и преемственности. И нахождение равновесия между изменениями и стабильностью является одной из важнейших задач консультанта.

Объектом консультирования выступают первые лица организации (собственник, руководитель) со всеми их проблемами – финансовыми, кадровыми, социальными и др.

Консультанты могут быть разделены на две группы:

1.  Узкие специалисты предлагают услуги в узкоспециализированной консалтинговой деятельности.Они в курсе всех новинок в конкретной узкой области знаний. Чаще всего руководители сталкиваются со специалистами в нормативном консультировании – это экономические, юридические, организационно-технические консультации, когда эксперты, аудиторы, разработчики, консультанты передают клиенту рекомендации по конкретным изменениям, используя такие методы работы, как аудиторские и другие специальные проверки, разработки, документирование, обучение, расчеты.