Основные положения сферы консультирования в области связей с общественностью. Изучение истории возникновения и развития консалтинга в России и за рубежом, страница 25

По типу деятельности, которую ведут консультанты, выделяют:

1.  Проектное консультирование: консультант – это разработчик проекта, клиент – тот, ктореализует проект.

2.  Процессное консультирование: возникшая проблема – это дело клиента, консультантпривлекается с целью расширить видение возможности в сфере анализа проблемы, который осуществляется совместно с клиентом, но за успех или неудачу отвечает клиент.

3.  Экспертное консультирование: задача консультанта – предоставить знания, необходимые длярешения проблемы, клиент покупает необходимую информацию. Может предполагать продажу информационного продукта, программного обеспечения.

4.  Консультирование через рефлексию: консультант проводит диагностику, предоставляет отчетзаказчику, а затем совместно с заказчиком через обсуждение помогает ему посмотреть на ситуацию со стороны.

5.  Консультирование путем взаимообучения: организуются форумы, клубы, круглые столы,ассоциации – происходит непосредственный обмен знаниями, опытом.

6.  Учебное консультирование: демонстрация наработанных способов решения различных задач.

Одно из основных требований к политическому консультанту – умение правильно оценивать объект консультирования. Прежде чем приступить к процессу консультирования конкретного руководителя, необходимо сделать «фотографию», оценку его способностей и особенностей, общих и специфических качеств.

Многие специалисты по консалтингу в области управления считают, что правильная оценка руководителей является:

•  важным ключом к характеристике управления организацией;

•  средством профессионального роста самого консультанта.

Только правильно оценив руководителя, можно в дальнейшем советовать ему принимать конкретные решения для улучшения ситуации.

Знание того, насколько хорошо руководитель планирует, организует, комплектует штаты, обеспечивает то, чтобы люди, занимающие управленческие посты, в конечном итоге руководили действительно эффективно и в проблемной ситуации, поскольку к консультантам обращаются в кризисные моменты.

В политическом консалтинге ситуация немного иная. В ходе профессиональной подготовки специалиста по связям с общественностью едва ли возможно подготовить политического консультанта, который знает ответы на все вопросы, возникающие в повседневной политической жизни.

Поэтому выход из сложившейся ситуации видится не столько в глубокой специализации политических консультантов (по отдельным отраслям политического управления, таким как исследование политической ситуации, взаимодействие со СМИ, спичрайтинг и т.д.), сколько в подготовке профессионалов в области управления политической сферой общества в целом (т.е. не только обладающих определенными политическим технологиями, но и видящих политическую ситуацию в исторической перспективе, оценивающих культурный контекст и др.). Повышение же квалификации специалиста по связям с общественностью в узкоспециализированной области должно происходить на практике, при непосредственном взаимодействии с клиентом.

Для политика или руководителя политической организации такие качества, как умение лидировать, способность мыслить нестандартно или стратегически, в том числе в кризисных условиях, – это лишь в малой степени результат их обучения, а в основном это врожденные или приобретенные в раннем детстве свойства личности. Оценить эти качества невозможно без специальных оценочных технологий (психологических тестов, проигрывания ситуаций и др.). Поиск наиболее эффективных методов оценки происходит непрерывно, как и развитие научно-практической мысли в этой области.

Говоря о собственной позиции политического консультанта, можно отметить, что консультанты, способные своих политических клиентов превращать в известных людей, начинают пользоваться ситуацией в собственных целях, поскольку это их профессиональный опыт, они начинают им охотно делиться.