Основные положения сферы консультирования в области связей с общественностью. Изучение истории возникновения и развития консалтинга в России и за рубежом, страница 18

Политическая же система является частью всей общественной системы. Она сопряжена и взаимозависима с социальной, идеологической, этической, культурной, правовой, экономической, экологической и иными сферами. Подразумевает под собой легитимность санкций, законную власть наказывать, принуждать и подчинять, распределять ценности.

Функции политической системы:

1)  с точки зрения возможностей политической системы: регулирующая, дистрибутивная, реагирующая, символизирующая функции;

2)  с точки зрения особенностей производства: концентрация разных политических интересов; нормотворчество; реализация норм; контроль за исполнением норм, политические коммуникации;

3)  с точки зрения поддержания стабильности политической системы: функции саморегулирования, самопреобразования, самосохранения, которые определяют состояние политической системы, ее изменения адекватно окружающему миру.

Обратимся к тому, какие компоненты находятся в основе политической системы, – это интересы и субъекты, их реализующие, власть, политическая культура, политические организации и институты. Именно эти элементы представляют основные сущностные положения политической системы:

1.  Интересы обязательно имеют «носителей» – они являются интересами кого-то или чего-то (субъектов политики, политических организаций и институтов).

2.  Центром интересов в системе политических отношений является власть. Власть можно определить как способность субъекта обеспечить подчинение объекта в соответствии со своими намерениями. В отличие от влияния, власть выражает не столько событие (действие), сколько способность (возможность) к действию. Власть осуществляется над людьми, их поведением и сознанием. Авторитет, манипуляция, принуждение и другие воздействия субъекта на объект являются механизмами реализации власти.

3.  Субъекты политической системы – это те, кто творит политику, принимает в ней осознанное участие, вызывая своей деятельностью устойчивые последствия. Речь идет о больших социальных группах, а также об индивидуумах.

4.  Политические организации и институты – это формы и способы достижения людьми поставленных политических целей. Существует два вида политических институтов:

•  собственно политические организации (парламент, правительство, органы представительнойи исполнительной власти) – для них характерно наличие определенных структур с разделением функций между подразделениями;

•  определенные типы управления и отношений (характер распределения политическихполномочий: это либо уклон к тоталитарной системе при ведущей роли силовых и охранительных структур, либо уклон к либеральной системе с ведущей ролью правозащитных организаций, структур, обеспечивающих защиту свободы слова и прав граждан).

5.  Политическая культура, наряду с властью, является главным компонентом системы, несет в себе ее смыслообразующие ценности.

Наиболее полно содержание феномена политической культуры отражает следующая триада:

1)  духовная культура, включающая политический опыт, традиции, нравы, роли, ценности, ориентации, установки, способы выражения политических чувств и эмоций, осуществление политического мышления;

2)  предметная культура, т.е. способы, формы, образцы организации политических институтов, средств политической деятельности, материализующие достижения научной мысли;

3)  функциональная культура, понимаемая как определенные способы, стили, приемы, средства политической деятельности, формы политического процесса.

Знание особенностей политической культуры, контекста политики является одним из обязательных условий научно выверенной организации политического консультирования. Политическая система и политическая культура соотносятся так же, как общественная система и культура в целом. В условиях преобразования общества, трансформации его политической системы знания о внутренних процессах, протекающих в общественной системе, важны не только для анализа конкретной ситуации, но и для прогнозирования возможных вариантов ее развития. Этим продиктована необходимость изучения политической культуры как фактора развития политического процесса, как объекта внимания специалистов по политическому консалтингу, разрабатывающих и реализующих проекты в сфере политики.