4) мифологические – связаны со стереотипными представлениями, например, роль рыцаря, заступника, отца-покровителя (расправляется с врагами иноземными во славу Руси-матушки);
5) профессиональные – связаны с представлениями аудитории о профессии, например, компетентность кандидата, его успехи на предыдущем профессиональном поприще. Реализуется в умении отвечать на сложные вопросы, разбираться в мелочах;
6) контекстные – являют собой отдельные стороны предыдущих характеристик, но связаны они, прежде всего, с характеристиками оппонента политика, как бы в противоположность конкуренту.
Наличие разного рода характеристик у политического «объекта» или лидера выступает в виде своего рода «меню», из которого каждый «потребитель» (избиратель) может выбрать то, что ему больше нравится. В итоге такая многослойность воздействия разных характеристик образует постоянное воздействие, не оставляя человека вне зоны воздействия даже на короткий срок.
Надо сказать, что в имиджелогии нет и никогда не было каких-либо универсальных, приносящих постоянный успех моделей идеального политика.
Как правило, целостный имидж состоит из нескольких «микроимиджей» – конкретных микромоделей, «развертывающих» те или иные черты целостного имиджа. Например, в современной американской политической рекламе важнейшими считаются три основные характеристики имиджа политика:
• высокий интеллект (в диапазоне от обширных знаний и блестящего образования Дж. Кеннедидо обостренной интуиции, здравого смысла и «практической хватки» Р. Рейгана);
• большой внутренний потенциал (сила личности, решительность, целеустремленность,энергия, воля и т.д.);
• высокие нравственные качества (честность, порядочность, верность слову).Отечественные модели акцентируют внимание на несколько других факторах:
• личность (харизма, направленность, интеллект, нравственность, потенциал);
• отношение (к стране, народу, соратникам, самому себе);
• поведение и деятельность (лидерское поведение как в экстремальные моменты, так и вобыденной жизни).
Функции имиджа. Имидж всегда становится важной частью избирательных кампаний. Сегодня все партии избирают в качестве своей главной стратегии стратегию персонализации, т.е. ориентацию на образ конкретного человека (лидера партии), который олицетворят образ партии в целом. Это обусловлено, прежде всего, тем, что массовое сознание инертно, лениво и невнимательно. Обыденному сознанию не хочется, да и нет нужды задумываться над политической программой той или иной партии. Достаточно увидеть, послушать лидера данной партии, сформировать для себя образ (умело представленный имиджмейкерами) – и вот отношение сформировано, реакция стала автоматической. Эта функция имиджа называется идентификацией. Суть ее заключается в том, что под определенный стереотип, закрепленный в массовом сознании (такие стереотипы практически не разрушаются, например, честность – это добро, много денег – это зло), подводится новый объект (в нашем случае – политик), он объявляется носителем этого стереотипа и признается аудиторией уже как позитивный или негативный.
Еще одна функция имиджа – это идеализация, когда имидж пытается выдать желаемое за действительное. Например, в массовом сознании отечественного избирателя наиболее популярна фигура политика, выполняющего роль отца, заступника, покровителя. Имидж либерала-демократа, например, В. Жириновского, требует корректировки в сторону желаемых для массы избирателей характеристик.
Также имидж выполняет функцию противопоставления, поскольку он строится на контрасте с уже существующими имиджами других политиков. И здесь действуют такие противопоставления, как «молодой – старый», «опытный – новичок», «спокойный – агрессивный» и т.д.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.