Основные положения сферы консультирования в области связей с общественностью. Изучение истории возникновения и развития консалтинга в России и за рубежом, страница 57

Контрольные вопросы

1.  Дайте определение термину «имидж». Из каких компонентов состоит структура имиджа?

2.  Приведите пример социальных и коммуникативных характеристик имиджа известного политика.

3.  В чем состоят отличия американских и российских предпочтительных характеристик имиджа политика?

4.  В чем специфика внутренних компонентов имиджа политика? Рассмотрите внутренние компоненты имиджа известного вам политика.

5.  Из каких сомнительных блоков состоит антиимидж политика? Для чего необходимо понимание антиимиджа политика?

Литература

Основная: 1, 3. Дополнительная: 4, 8, 12, 13, 17, 20, 33.

Тема 8. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

8.1. Избирательная кампания: основные понятия, стратегия и тактика избирательной борьбы

Избирательная кампания – наиболее показательная, динамичная часть в сфере политического консалтинга. Это достаточно многослойный по своему содержанию феномен, поэтому в начале охарактеризуем понятия, относящиеся к избирательным кампаниям, и прежде всего сам термин «избирательная кампания».

В широком смысле избирательной кампанией называют регламентированный законом и организуемый избирательными комиссиями набор мероприятий по организации свободного волеизъявления граждан. Например: «Избирательная кампания по выборам президента находится в самом разгаре». Сюда включаются, помимо кампаний всех кандидатов, и действия власти, избирательных комиссий и вообще всех лиц и организаций, задействованных в избирательном процессе. Такая кампания обычно называется термином «выборы».

В более узком плане избирательная кампания (и этот термин более употребим для политического консалтинга) – это действия отдельного кандидата (партии) и его команды, направленные на обеспечение желательного результата выборов. Заканчивается такая кампания обычно подсчетом голосов и объявлением результатов выборов.

Но начинается кампания задолго до момента подсчета голосов. Избирательная кампания, строго говоря, начинается с объявления Центризбиркомом начала выборов, выборной кампании. Она включает в себя такие мероприятия, как разработка проекта кампании, образование штаба, аккумуляция ресурсов и т.д. Такие подготовительные мероприятия носят обеспечивающий характер и не предполагают какого-либо непосредственного воздействия на массового избирателя.

Агитация же избирателей, проводимая до начала выборов (объявления официального старта), называется предвыборной кампанией. В отличие от избирательной, сроки предвыборной кампании никак не связаны с датой выборов; она может вестись практически непрерывно, превращаясь на момент выборов в избирательную.

Избирательные кампании различаются по следующим параметрам:

1.  Уровень кампании – определяется административной территорией, на которой проводятся выборы. В этом плане говорят о кампаниях федерального уровня (выборы Президента и голосование по партийным спискам в Государственную думу), уровня региона (выборы губернаторов) и по нисходящей – района, города, муниципального образования и т.д.

2.  Масштаб кампании характеризуется количеством избирателей, принимающих участие в голосовании. Хотя масштаб и уровень обычно связаны между собой (чем выше уровень, тем больше масштаб), иногда здесь случаются довольно существенные несовпадения в силу разной наполняемости территорий (Москва и Красноярский край: в Москве проживает 10 млн чел., а во всем Красноярском крае – около 3 млн чел.).

3.  Тип кампании определяется порядком установления результатов выборов. В России проводятся кампании следующих типов:

•  выборы по мажоритарной системе с установлением победителя через абсолютное боль-шинство (голосование в два тура). По этой системе избирается Президент РФ, мэры городов и т.д.;

•  выборы по мажоритарной системе с установлением победителя через относительноебольшинство (голосование в один тур). Эта система распространяется на выборы депутатов части региональных и местных парламентов и на выборы глав муниципальных образований;