3. Социологический мониторинг – отслеживание хода и эффективности кампании и ее отдельных мероприятий. Мониторинг – это периодическое отслеживание изменения каких-либо индикаторов. В случае с избирательной кампанией – это отслеживание изменения узнаваемости, рейтингов, антирейтингов, шансов кандидатов, отношения к наиболее существенным проблемам в ходе выборов. Исходной точкой мониторинга является базовый опрос, затем замеры проходят один раз в 20–30 дней, последний проводится примерно за 10 дней до выборов.
Одним из инструментов социологического мониторинга могут быть экспресс-опросы, которые проводятся на разных массовых мероприятиях или по телефону, – задаются 2–3 вопроса. Этими опросами может заниматься и сама избирательная команда, однако эти данные могут быть нерепрезентативными (например, состоять только из сторонников кандидата).
Проблемы социологии в избирательных кампаниях:
1. Для клиента – это выбор подрядчика. Как правило, даже профессиональные социологическиекампании склонны завышать результаты исследований в пользу заказчика либо сглаживать аналитические материалы в его пользу.
2. Для российской социологии является большой проблемой высокая скрытность респондентовпри ответах. Многие респонденты дают социально-ожидаемые ответы, а не те, что соответствуют действительности. Многие отвечают «как положено», во многом автоматически, поэтому ответы получаются нерепрезентативными.
3. Обычная погрешность социологических исследований на выборах составляется 2–3%. В сегодняшней ситуации при преимущественном лидировании одного кандидата – это не столь страшно. А вот в 1990-х годах, когда партий было достаточно много, ошибка в 2–3% могла отдать предпочтение тому или иному кандидату незаслуженно. Тем более, что половина избирателей, как правило, не обладает устойчивыми предпочтениями и склонна менять свой выбор.
4. Именно большая подвижность российских избирателей осложняет достоверность социологических опросов. Связь между сегодняшними предпочтениями избирателей и тем, за кого они на самом деле проголосуют, – в большей степени условная.
5. Наконец, данные социологии имеют свойство при публикации оказывать агитационноевоздействие. Если говорить, что партия отстает, она начинает терять своих сторонников, и наоборот.
При заказе социологических исследований необходимо помнить, что они достаточно инерционны, т.е. на их проведение, включающее собственно опрос, обработку и аналитику, необходимо 10–14 дней, что в условиях избирательной кампании не всегда можно себе позволить.
Программа и избирательная платформа кандидата являются одним из основных ресурсов избирательной кампании.
Политическая программа – это документ, характеризующий будущие действия кандидата в случае избрания. Она не должна противоречить определенным требованиям закона, т.е. не должна провозглашать идеи насильственного изменения конституционного строя, подрыва безопасности государства, разжигания расовой, национальной, религиозной вражды, осуществление экстремистской деятельности.
Избирательная платформа – гораздо более короткий и менее конкретный документ, разрабатываемый на основе программы. Именно по платформе кандидата большинство избирателей будут знакомиться с его идеями. Обычный ее объем – от 2 до 4 страниц крупным шрифтом. Как правило, распространяется среди избирателей в виде буклета.
Наличие хорошей, обоснованной программы, ориентированной на конкретные нужды региона, необходимо. Именно фундаментально продуманная программа позволяет сплотить вокруг кандидата думающую часть населения, создать команду единомышленников, что и может в конечном итоге привести кандидата к победе.
Структура программы строится по следующей схеме:
1. Происходит констатация существующих в регионе проблем (с обязательными цифровымивыкладками – например, спад экономики, проблемы в социальной сфере или рост преступности).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.