Основные положения сферы консультирования в области связей с общественностью. Изучение истории возникновения и развития консалтинга в России и за рубежом, страница 27

Необходимо учитывать и то, что практически любой руководитель стремится улучшить свое служебное положение и социальный статус. В то же время почти все руководители боятся резких перемен, несущих риск для их служебного и материального положения.

Кроме того, при реорганизации (например, смене персонала) руководитель боится обидеть работников, особенно имеющих привилегированный статус (работающих долго, друзей и т.д.). В связи с этим может понадобиться еще раз взвесить все риски, а также, возможно, использовать дополнительные средства убеждения руководителя в правильности принятия решения.

Шансы на успех в реализации намеченных мер резко возрастут, если в помощь консультанту будут переданы на период консалтинговых акций группы специалистов (отдел связей с общественностью, отдел маркетинга, финансово-экономический отдел) во главе с координатором программы, обеспечивающим синхронную работу всех «подключенных» к этой акции людей. Роль консультанта на данном этапе – держать в поле зрения весь процесс и корректировать через координатора программы действия групп специально подобранных для консалтинговых акций специалистов.

Тактика консультирования и поведение консультанта. Многое в выборе тактики консультирования зависит от самого консультанта. Консультант должен позаботиться о своем имидже. Встречают консультанта по внешнему виду. Облик консультанта должен соответствовать образу работника умственного труда, делового преуспевающего человека. Исходя из этих представлений консультант ни в коем случае не должен выглядеть неряшливо, небрежно.

Консультант должен ненавязчиво демонстрировать уверенность в себе, следить за своей речью, которая должна подтверждать эту уверенность. Речь консультанта должна быть лаконичной и близкой к академической (но не чрезмерно).

Непременным условием при общении консультанта с клиентом должно быть поддержание в течение всей встречи конфиденциального характера. Для этого он подчеркивает, что все материалы, вытекающие из данного разговора, будут оставаться в консультативной фирме, а при необходимости – лишь у консультанта.

Консультант в беседе с клиентом должен сохранять инициативу за собой. В случае возникновения неясностей – сразу же обратить на них внимание клиента и уточнить их. При обнаружении противоречий в высказываниях клиента – не винить его в этом, а лишь раскрыть их суть, возможно, даже неизбежность их возникновения при различных обстоятельствах.

Во всех ситуациях взаимодействия с клиентом консультант обязан поддерживать нейтральность своих оценок по отношению к другим лицам, о которых непременно будет вести речь клиент. Если клиент – руководитель тоталитарного стиля, то он непременно начнет давать указания, назначать сроки и др. В этом случае консультант, с одной стороны, не должен позволить клиенту превращать его в своего подчиненного, а с другой – всячески выдерживать этическую грань.

Часто руководитель позволяет себе управлять действиями консультанта, пытается превратить его в «слепого» союзника в борьбе со своими противниками. Консультанту, находящемуся в штате организации (внутреннему консультанту), трудно быть самостоятельным, ему приходится выполнять конкретные поручения. Тем не менее высокопрофессиональный консультант сможет показать свою необходимость и продемонстрировать полезность его независимых оценок.

Внешний консультант значительно легче строит свои отношения с первыми лицами в процессе консультативной деятельности. Так как специалисты консультативных фирм независимы от руководств клиентской организации, они могут ориентироваться не на мнение руководства, а на научные основы данной деятельности. К тому же к советам специалистов со стороны в России прислушиваются внимательнее, чем к даже к более содержательным предложениям своих работников. Вместе с тем «послушать» и «сделать» – разные вещи, поэтому надо стремиться работать на долгосрочной основе.