Важными, если не самыми главными, моментами избирательной кампании являются следующие элементы:
1. Формирование команды по участию в избирательной кампании – чаще всего для формирования команды используется так называемый функциональный метод, когда под необходимые направления избирательной кампании кандидата привлекаются разные отдельные субподрядчики. Такими направлениями могут быть: стратегическое планирование, реклама и пропаганда, связи со СМИ, юридическое сопровождение кампании, управление избирательным штабом, оптимизация финансовых и иных ресурсов (например, силовых) и т.д.
Общие требования к структуре команды следующие: структура должна включать систему ответственности (которая может быть субъектной – это относится к руководителям избирательных штабов на разных территориях и функциональной – это относится к специалистам, выполняющим конкретные функции: социологические исследования, связи со СМИ, производство рекламы и т.д.), систему отчетности и систему полномочий.
2. Важной частью избирательной кампании является поиск необходимых средств к ее осуществлению – фандрайзинг. Он осуществляется в двух основных направлениях:
1) сбор средств от заинтересованных субъектов, имеющих свои интересы в области политики
(ими могут быть предпринимательские, религиозные, профсоюзные организации и др.); 2) массовый сбор средств в специальные фонды.
Среди средств, служащих источниками финансирования, выделяются:
1) собственные средства клиента;
2) средства, выделенные избирательной комиссией;
3) добровольные пожертвования юридических и физических лиц в индивидуальном и массовом порядке.
Социология используется в трех разных аспектах:
1) прогноз результатов выборов и получение данных, необходимых для построения оптимальной агитации;
2) способствование агитации – рейтинги оказывают влияние на неопределившихся (подвижных) избирателей, поэтому они могут и подтасовываться, и выдумываться с целью привлечения на свою сторону дополнительных избирателей;
3) ряд агитационных кампаний проводится под видом социологических опросов – они называются формирующими (т.е. опросы, призванные не изучить, а сформировать мнение респондента, особенно еще неопределившегося).
Два последних вида опроса не имеют к социологии никакого отношения, поэтому говорить мы будем только о первом виде исследований.
При помощи социологии в избирательной кампании обычно решаются три типа задач:
1. Пристрелка к округу – комплекс задач для определения конфигурации будущей кампании. Инструмент пристрелки – это базовый опрос, включающий в себя:
а) стандартный замер (число активных избирателей, рейтинги кандидата и конкурента, шансы на победу, т.е. насколько возможно удержать своих сторонников в округе ко дню голосования);
б) политический блок (политические предпочтения – отношение к политическим партиям, власти);
в) проблемный блок – проблемы, которые волнуют избирателей. Информация используется для уточнения тем кампании (например, борьба с произволом власти, коррупцией и др.);
г) информационный блок – определяются каналы, по которым избиратели получают информацию о кандидатах, предпочтения в СМИ;
д) паспортичка – пол, возраст, образование, социальное положение и район проживания избирателей.
2. Моделирующие исследования – исследования для отладки конкретных агитационных материалов. Это проведение фокус-групп, на которых рассматриваются основные агитационные материалы кампании, видеоролики. Эти исследования относятся к качественным исследованиям, поэтому количественные выводы на их основе делать нельзя. Кроме фокус-групп, в качестве моделирующих исследований проводятся проецирующие опросы – суть их заключается в вопросах типа: «Как изменится Ваше отношение, если он…?», «Станете ли Вы голосовать за кандидата, который…», целью которых является реакция избирателей на ту или иную рискованную информацию.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.