Основные положения сферы консультирования в области связей с общественностью. Изучение истории возникновения и развития консалтинга в России и за рубежом, страница 61

Важными, если не самыми главными, моментами избирательной кампании являются следующие элементы:

1.  Формирование команды по участию в избирательной кампании – чаще всего для формирования команды используется так называемый функциональный метод, когда под необходимые направления избирательной кампании кандидата привлекаются разные отдельные субподрядчики. Такими направлениями могут быть: стратегическое планирование, реклама и пропаганда, связи со СМИ, юридическое сопровождение кампании, управление избирательным штабом, оптимизация финансовых и иных ресурсов (например, силовых) и т.д.

Общие требования к структуре команды следующие: структура должна включать систему ответственности (которая может быть субъектной – это относится к руководителям избирательных штабов на разных территориях и функциональной – это относится к специалистам, выполняющим конкретные функции: социологические исследования, связи со СМИ, производство рекламы и т.д.), систему отчетности и систему полномочий.

2.  Важной частью избирательной кампании является поиск необходимых средств к ее осуществлению – фандрайзинг. Он осуществляется в двух основных направлениях:

1) сбор средств от заинтересованных субъектов, имеющих свои интересы в области политики

(ими могут быть предпринимательские, религиозные, профсоюзные организации и др.); 2) массовый сбор средств в специальные фонды.

Среди средств, служащих источниками финансирования, выделяются:

1)  собственные средства клиента;

2)  средства, выделенные избирательной комиссией;

3)  добровольные пожертвования юридических и физических лиц в индивидуальном и массовом порядке.

8.2. Социологическое обеспечение избирательной кампании

Социология используется в трех разных аспектах:

1)  прогноз результатов выборов и получение данных, необходимых для построения оптимальной агитации;

2)  способствование агитации – рейтинги оказывают влияние на неопределившихся (подвижных) избирателей, поэтому они могут и подтасовываться, и выдумываться с целью привлечения на свою сторону дополнительных избирателей;

3)  ряд агитационных кампаний проводится под видом социологических опросов – они называются формирующими (т.е. опросы, призванные не изучить, а сформировать мнение респондента, особенно еще неопределившегося).

Два последних вида опроса не имеют к социологии никакого отношения, поэтому говорить мы будем только о первом виде исследований.

При помощи социологии в избирательной кампании обычно решаются три типа задач:

1. Пристрелка к округу – комплекс задач для определения конфигурации будущей кампании. Инструмент пристрелки – это базовый опрос, включающий в себя:

а) стандартный замер (число активных избирателей, рейтинги кандидата и конкурента, шансы на победу, т.е. насколько возможно удержать своих сторонников в округе ко дню голосования);

б) политический блок (политические предпочтения – отношение к политическим партиям, власти);

в) проблемный блок – проблемы, которые волнуют избирателей. Информация используется для уточнения тем кампании (например, борьба с произволом власти, коррупцией и др.);

г) информационный блок – определяются каналы, по которым избиратели получают информацию о кандидатах, предпочтения в СМИ;

д) паспортичка – пол, возраст, образование, социальное положение и район проживания избирателей.

2.  Моделирующие исследования – исследования для отладки конкретных агитационных материалов. Это проведение фокус-групп, на которых рассматриваются основные агитационные материалы кампании, видеоролики. Эти исследования относятся к качественным исследованиям, поэтому количественные выводы на их основе делать нельзя. Кроме фокус-групп, в качестве моделирующих исследований проводятся проецирующие опросы – суть их заключается в вопросах типа: «Как изменится Ваше отношение, если он…?», «Станете ли Вы голосовать за кандидата, который…», целью которых является реакция избирателей на ту или иную рискованную информацию.