Основные положения сферы консультирования в области связей с общественностью. Изучение истории возникновения и развития консалтинга в России и за рубежом, страница 19

Представим основные типы политической культуры:

1)  тоталитарно-авторитарная – военный режим, жесткорегламентированная культура с большим количеством санкций и предписаний (коммунистическая культура);

2)  адаптационная – культура переходного типа, не имеющая четких идеалов и направления, призванная стабилизировать политическую ситуацию (центристская, правящая партия);

3)  активистско-демократическая – культура развитого гражданского общества с большим количеством общественных некоммерческих организаций и институтов права, свободных средств массовой информации;

4)  радикальная (экстремистская) – подразумевает незаконные, радикальные, террористические методы ведения политической борьбы.

Неотъемлемым элементом политической культуры является политическое сознание. Дадим ему определение.

Политическое сознание – это одна из форм общественного мнения, являющаяся совокупностью сформированных в обществе идей, представлений, оценок, требований, верований, мнений, которые касаются функционирования, развития, применения власти. Именно на формирование такой совокупности идей направлена политическая пропаганда, осуществляемая заинтересованными субъектами. Любая партия или политический лидер пытаются сформировать позитивное представление о себе воздействием на общественное сознание.

Существует теоретико-идеологизированное политическое сознание – оно исходит из стройных и строгих представлений, составляющих систему взглядов и суждений, которая объясняет окружающую человека политическую действительность на основе той или иной идеологической концепции (например, концепции исторического материализма) и сводит к расширенному истолкованию идеологии.

Обыденное политическое сознание отличается размытостью, противоречивостью, повышенной эмоциональностью, стихийностью становления и развития под влиянием бытовых представлений и суждений о политике в рамках житейского смысла.

Мы охарактеризовали основные элементы политической сферы, с которыми работают политики и политические консультанты. Перейдем к определению собственно политического консалтинга.

2.2. Политический консалтинг: определение, субъекты, виды

Существуют различные взгляды на определение политического консалтинга. С точки зрения теории, это новое научное направление, изучающее деятельность, обеспечивающую потребности общества, выделенных групп и индивидуумов в достижении целей направленного изменения существующей социально-политической ситуации.

С практической точки зрения, политический консалтинг определяется как профессиональная деятельность по интеллектуальному и организационному обеспечению политических кампаний посредством создания и реализации высокоэффективных технологий, способных компенсировать слабость традиционных (партийно-политических) методов реализации лидерства, мобилизации поддержки, осуществления информационно-пропагандистской, символизирующей функций кампании. Функции политического консалтинга можно определить следующим образом:

•  исследование политической ситуации (по категориям ее проявления: от исследованийимиджа отдельного субъекта политической ситуации до исследований выборной истории общества);

•  прогнозирование политической ситуации (по категориям ее проявления);

•  реализация маркетингового аспекта (позиционирование в политической ситуации, разра-ботка стратегических планов и программ, формирование имиджа и др.);

•  создание и преобразование структур, являющихся субъектами политической ситуации иливлияющих на нее;

•  оценка эффективности проектов и мероприятий, призванных тем или иным способомповлиять на существующую политическую ситуацию;

•  реализация стратегических и тактических планов воздействия на политическую ситуацию;

•  оперативное реагирование на изменение политической ситуации (стратегическое итактическое).

Консалтинговые компании – компании, выполняющие услуги по обеспечению названных функций.