Этого достаточно для того, чтобы применить абсолютно субъективную процедуру оценки: «Назовем это “белыми” технологиями».
Ко второй группе – группе «черных» технологий – относят всю деятельность кандидатов по устранению конкурентов по предвыборной борьбе, за исключением физического устранения. В рамках такой деятельности кандидат со своей командой использует формы и методы, выходящие за пределы действующих норм общественной морали, которые балансируют на грани уголовного или гражданского судебного преследования.
Однако поскольку демократия – это прежде всего власть не народа, а узаконенных процедур, и при демократии процветают именно те, кто умеет поворачивать данные процедуры в свою пользу, то политический консалтинг использует все те технологии, которые не запрещены законом (а запрещен лишь небольшой набор таких технологий – вроде использования технологии 25-го кадра), т.е. разрешено все, что не запрещено.
Другое дело, что в отсутствие определенного иммунитета (т.е. знания о механизме формирования и воздействия таких технологий) люди сначала поддаются и верят таким технологиям (как в свое время верили в баснословные проценты, беспроигрышные лотереи и т.д.), а после разочаровываются и перестают верить любого рода информации.
Инструменты «черного РR». Компромат – это сокращение от словосочетания «компрометирующий материал». Компромат может проявляться в нескольких формах. Основная форма – материалы в виде реальных фактов биографии, компрометирующих политика и потому скрываемых им от аудитории.
Кроме того, компроматом может выступать полуправда – смесь реальных фактов с интерпретацией и (или) придуманными фактами; неправда – правдоподобная, очень похожая на действительность информация, которая вполне могла иметь объективное подтверждение; ложь – откровенная дезинформация, имеющая мало общего с реальной действительностью или не имеющая с ней ничего общего вовсе.
Эффективность компромата обычно определяется числом избирателей, поверивших в опубликованную информацию и принявших на основании этого решение не голосовать за скомпрометированного политика. Другим показателем, по мнению отечественных практиков «черного РR», является отношение затраченных средств к этому числу или проценту избирателей. Сумма затраченных средств – это расходы на сбор материалов, их обработку, подготовку к публикации в средствах массовой информации и плату за публикации.
Компромат в России переживал разные этапы развития. Если в 1990-е годы он воспринимался как сравнительно легкое и недорогое средство достижения желаемого политического или экономического результата, то с изменением общей политико-экономической ситуации появились и новые средства достижения целей. Сегодня в «большой политике» использование компромата уже стало контролируемым (прежде всего государственным уровнем управления), а в политике «малой», на региональном уровне, он стал просто не нужен по причине излишней дороговизны и нежелания ссориться с людьми там, где политик живет. Обычный политический компромат сегодня возникает как реакция на неумную и откровенно лживую «позитивную рекламу» при явном сокрытии конкурентами теневых сторон своего прошлого.
Информационная война – система мероприятий по информационному воздействию на массовое сознание с целью создания нужного восприятия политической ситуации. «Полем» подобных войн является информационное общество, т.е. современное общество с точки зрения стремительно возрастающей, всепроникающей роли информации во всех сторонах его жизнедеятельности.
Информация существует не сама по себе, она аккумулируется средствами массовой информации, которые обретают реальную управленческую силу. Но это управление особого рода: СМИ способны оказывать воздействие на формирование общественного мнения и общественных настроений, опосредованно влиять на социальное поведение индивидов и целых социальных групп. Фактически информация, производимая и транслируемая СМИ, оказывает психологическое воздействие на социум.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.