Основные положения сферы консультирования в области связей с общественностью. Изучение истории возникновения и развития консалтинга в России и за рубежом, страница 36

•  подмена выбора для повышения самооценки и уверенности в действиях клиента – цельюставится не решение текущей задачи (победа на местных выборах), а следующий этап (например, победа на региональных или федеральных выборах);

•  подчинение выбора – апелляция к глобальным целям и их проекция на личные цели изби-рателей, например, «Только выбрав Иванова в президенты, вы гарантируете сохранность своего бизнеса, мир во всем мире и т.д.».

2.  Технология демонстрации достигнутых результатов использует следующие приемы:

•  признание успеха клиента на более высоком уровне (например, использование центральныхфедеральных СМИ для победы на региональных выборах);

•  использование инерционных тенденций – необходимость отслеживать и показывать воз-можные варианты развития определенных тенденций (когда клиент пришел к власти, была такая ситуация, а теперь – вот такая);

•  перенос успеха – вовлечение клиента в успех третьих лиц, которые не являются конкурентамиданного клиента (привлечение авторитетных лиц, в глазах аудитории обладающих неизменной харизмой, авторитетом – президента, культурных и научных деятелей).

Вторая подгруппа – технологии влияния на событие – воздействие на определенное событие с целью оказать необходимое нам влияние на политическую ситуацию. Сюда относятся также две основные технологии:

1.  Технология формирования условий для неизбежного выбора (технология псевдовыбора) – здесь осуществление, как правило, происходит за счет специфичных языковых средств, формулировок:

•  использование специальных лингвистических средств (например, имена или отчествакандидатов-двойников начинаются на букву, стоящую раньше, чем настоящего (настоящего кандидата зовут Николай Борисович, а двойника – Николай Александрович));

•  глобальное противопоставление – формулирование сообщения таким образом, чтобы апелли-ровать к здравому смыслу и обязательно склонять к одному решению, например, «Голосуйте, и ваши дети не будут воевать и умирать в Чечне».

2.  Технология влияния на существующий информационный контекст, т.е. перераспределения реакции населения, электората на информацию о том или ином событии. Сюда относятся:

•  оживление события – когда ситуация, которая произойдет после выборов, рисуется какмаксимально реальная: что будет, если избиратель проголосует так, и что будет, если выберут другого («Проголосуешь за коммунистов – будут голод, разруха, несвобода»);

•  перераспределение мнений – может быть реализовано через перераспределение методомдиверсификации (прием, когда при обнародовании какой-либо негативной для клиента информации вводится тут же информация более негативная и потому более важная для населения – о несправедливом распределении ресурсов, неправильных решениях по тому или иному вопросу, за счет этого увеличивается эмоциональная нагрузка на принятие решения, и человек либо вообще отказывается от принятия решения, либо принимает его в пользу клиента).

Третья подгруппа – технологии влияния на определенные группы субъектов, т.е. на интересующую нас аудиторию с целью оказания влияния на ее выбор. Выбор всегда или основывается на сознательном обдумывании, или происходит без него. Задача – воздействовать так, чтобы любой вариант приводил к выгодному для кандидата решению.

1.  Технология использования доминирующих мотиваций использует следующие приемы:

•  апелляция к здравому смыслу – постановка воспринимающей аудитории в ситуацию, когдавыбор не в пользу клиента будет противоречить общепринятым представлениям о здравом смысле. Данный прием схож с приемом глобального противопоставления;

•  акцентирование на предшествующих отрицательных событиях – совокупность мероприятий,возвращающая аудиторию к отрицательным событиям (лозунг выборов 1996 г. «Голосуй или проиграешь!» – голосуй за Ельцина, если не хочешь возвращения к советскому прошлому);