Основные положения сферы консультирования в области связей с общественностью. Изучение истории возникновения и развития консалтинга в России и за рубежом, страница 58

•  выборы по многомандатным округам. Эта система иногда используется при выборахрегиональных законодательных органов и органов местного самоуправления в ряде субъектов Российской Федерации;

•  выборы по пропорциональной системе партийных списков. Так выбираются депутатыГосударственной думы;

•  выборы по смешанной системе: часть депутатов избирается по партийным спискам, часть –по одномандатным (или многомандатным) округам. До недавнего времени так выбиралась Государственная дума, сегодня по этой системе избираются региональные парламенты (в том числе и Новосибирский областной совет).

Традиционно все вопросы, решаемые в рамках избирательной кампании, относят либо к ее стратегии, либо к тактике. Отличия между стратегией и тактикой во многом являются условными.

К стратегии обычно относят содержательную часть избирательной кампании (что нужно сказать избирателям, какую информацию необходимо довести до них, чтобы они проголосовали), а к тактике – коммуникативную часть (в каком объеме, в какой временной последовательности, через какие каналы коммуникации донести информацию).

Разработка стратегии включает в себя:

1.  Анализ обстановки, целью которого является предварительное определение адресной группы кампании и типа предстоящей кампании. Анализ обстановки включает:

•  определение основных характеристик округа, включая его проблемы (проблемное поле),т.е. на основе изучения электорального паспорта (социально-демографических, социальноэкономических показателей) очерчивается круг проблем, на основе которых можно построить агитацию кандидата;

•  определение электоральных предпочтений избирателей -- определение на основе информациис прошлых выборов числа активных избирателей, политически-ориентированных и личностно-ориентированных избирателей, а также подвижных (неопределившихся) избирателей;

•  оценку тенденций изменения электоральных предпочтений – таких тенденций обычно две:это либо тенденция к «политизации» электората, т.е. нарастание какой-либо социальной проблемы, вокруг которой начинает сосредотачиваться и политическая жизнь, либо тенденция к «деполитизации», когда интерес к выборам теряется, электорат размывается (т.е. увеличивается количество так называемых «подвижных» избирателей);

•  оценку стартовых позиций конкурентов, т.е. определение размеров электората конкурентов,его рейтингов/антирейтингов, а также оценку ресурсов конкурентов.

2.  Выявление основных проблем предстоящей кампании. Здесь отвечают на вопросы о том, насколько велика подвижность избирателей (т.е. устоялся ли в своих мнениях избиратель, или он обладает повышенной подвижностью), анализ того, не является ли конкурент ярко выраженным лидером в предстоящей кампании, насколько велика возможность использования административного ресурса против кандидата и др.

3.  Определение положительного образа кандидата, который следует предъявить избирателям. Формирование положительного образа кандидата связано с построением имиджа кандидата. Чтобы сформировать образ, необходимо «наложить» черты кандидата на избирательные предпочтения: определить, какому из стандартных типажей в наибольшей степени соответствует его личность и биография. Определение таких действующих типажей в районе выборов – дело достаточно сложное, и производится оно за счет анализа личностных черт и программ кандидатов, имевших успех на прошлых выборах. Такие черты (типология этих черт может быть разнообразной) – разделение на сильных, умных, хозяйственников, агитаторов, пострадавших за правду и т.д.

4.  Расширение положительного образа и компенсация антиобраза. Расширяют образ кандидата за счет приобретения дополнительных голосов через завоевание разных групп избирателей. Существует прямое расширение (т.е. дополнение существующего образа положительными чертами, не вошедшими в основной набор для базового электората – важно не переборщить и не размыть образ кандидата) и расширение через положительную динамику – так происходит завоевание голосов подвижных избирателей (за счет приведения сводок о рейтингах кандидата, его освещаемых встречах с избирателями, демонстрации его активной профессиональной деятельности, назначения на новую более перспективную должность).