Надо сказать, что информационный вакуум может создаваться как естественно, так и искусственно, путем целенаправленного удаления из телеэфира неугодных «ньюсмейкеров» (Г. Зюганов, М. Касьянов, Г. Каспаров и т.д.).
Уметь работать с различными видами СМИ, создавать информационный продукт для тех или иных средств массовой информации, укладываться в сроки, задаваемые ими, выдерживать особые требования к стилю и обращаться к аудитории, характерной для каждого из СМИ, – это важнейшие профессиональные требования к специалисту в сфере связей с общественностью.
Политический консультант – это человек, который находится посредине между политиком и журналистами. У журналистов свои требования – к сенсационности материала, к возможным негативным сторонам вопроса; у политика свои – создать как можно более позитивный образ в глазах избирателей. Поэтому политический консультант в этой ситуации попадает в трудное положение. В основном политики относятся к средствам массовой информации с вполне естественной подозрительностью. Точно так же и журналисты не склонны доверять тем, о ком пишут. А «крайним» для тех и других оказывается специалист по связям с общественностью.
Для того чтобы заинтересовать журналистов, СМИ, консультант должен иметь в своем арсенале следующие вещи:
1) авторитет реальной власти – как правило, быстро подхватываются и распространяются мнения и оценки действующей власти, а не оппозиции или проигравшей партии;
2) сенсационный материал – например, закрытый материал, комментарий на который сможет дать клиент консультанта;
3) умение писать умные, аналитические статьи;
4) качественные, интересные комментарии политика как эксперта по самым разным информационным поводам;
5) искусство полемики – иметь свое, отличающееся мнение по разным информационным поводам; полемические выступления всегда используются в тематических статьях, обзорах.
Пресс-секретарь – лицо, устанавливающее отношения с информагентствами, радио и телевидением от имени политика, т.е. его основное занятие – озвучивать позиции, мнения, оценки и намерения своего клиента-политика. Это формальная функция пресс-секретаря. Однако функции пресс-секретаря как еще и специалиста по связям с общественностью намного шире. Их можно свести к пяти основным пунктам:
1) иметь достаточно благожелательные связи в журналистской среде. Он должен быть «своим» среди них, даже если они иногда и кажутся «чужими»;
2) должен научить своего работодателя-политика как общаться с прессой, чтобы стать «своим» для журналистов;
3) должен быть в курсе всех нюансов и подробностей биографии своего клиента-политика, его предстоящих тактических и стратегических планов;
4) должен быть хорошим политическим аналитиком. Он обязан разбираться в подоплеке политической жизни;
5) обязан быть скромным и «знать свое место». Он – фигура второго плана. На первом месте – его клиент-политик.
За пресс-секретарем стоит целая структура – пресс-служба – это информационно-аналитическая команда, в функции которой входят следующие элементы:
1) мониторинг информационного пространства;
2) ведение досье на СМИ, журналистов, политиков, других консультантов;
3) поддержание добрых отношений со своими СМИ, их курирование;
4) имиджмейкерская работа с политиком;
5) подготовка, распространение информационных материалов по СМИ и последующий контроль за эффектом, который данные материалы произвели.
Наконец, надо помнить, что пресс-секретарь и пресс-служба – это не вспомогательные, а одни из ключевых моментов политики. Пресс-секретарь президента – это один из основных помощников и советников президента.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.