Основные положения сферы консультирования в области связей с общественностью. Изучение истории возникновения и развития консалтинга в России и за рубежом, страница 43

Надо сказать, что информационный вакуум может создаваться как естественно, так и искусственно, путем целенаправленного удаления из телеэфира неугодных «ньюсмейкеров» (Г. Зюганов, М. Касьянов, Г. Каспаров и т.д.).

5.4. Особенности работы политического консультанта со средствами массовой информации

Уметь работать с различными видами СМИ, создавать информационный продукт для тех или иных средств массовой информации, укладываться в сроки, задаваемые ими, выдерживать особые требования к стилю и обращаться к аудитории, характерной для каждого из СМИ, – это важнейшие профессиональные требования к специалисту в сфере связей с общественностью.

Политический консультант – это человек, который находится посредине между политиком и журналистами. У журналистов свои требования – к сенсационности материала, к возможным негативным сторонам вопроса; у политика свои – создать как можно более позитивный образ в глазах избирателей. Поэтому политический консультант в этой ситуации попадает в трудное положение. В основном политики относятся к средствам массовой информации с вполне естественной подозрительностью. Точно так же и журналисты не склонны доверять тем, о ком пишут. А «крайним» для тех и других оказывается специалист по связям с общественностью.

Для того чтобы заинтересовать журналистов, СМИ, консультант должен иметь в своем арсенале следующие вещи:

1)  авторитет реальной власти – как правило, быстро подхватываются и распространяются мнения и оценки действующей власти, а не оппозиции или проигравшей партии;

2)  сенсационный материал – например, закрытый материал, комментарий на который сможет дать клиент консультанта;

3)  умение писать умные, аналитические статьи;

4)  качественные, интересные комментарии политика как эксперта по самым разным информационным поводам;

5)  искусство полемики – иметь свое, отличающееся мнение по разным информационным поводам; полемические выступления всегда используются в тематических статьях, обзорах.

Пресс-секретарь – лицо, устанавливающее отношения с информагентствами, радио и телевидением от имени политика, т.е. его основное занятие – озвучивать позиции, мнения, оценки и намерения своего клиента-политика. Это формальная функция пресс-секретаря. Однако функции пресс-секретаря как еще и специалиста по связям с общественностью намного шире. Их можно свести к пяти основным пунктам:

1)  иметь достаточно благожелательные связи в журналистской среде. Он должен быть «своим» среди них, даже если они иногда и кажутся «чужими»;

2)  должен научить своего работодателя-политика как общаться с прессой, чтобы стать «своим» для журналистов;

3)  должен быть в курсе всех нюансов и подробностей биографии своего клиента-политика, его предстоящих тактических и стратегических планов;

4)  должен быть хорошим политическим аналитиком. Он обязан разбираться в подоплеке политической жизни;

5)  обязан быть скромным и «знать свое место». Он – фигура второго плана. На первом месте – его клиент-политик.

За пресс-секретарем стоит целая структура – пресс-служба – это информационно-аналитическая команда, в функции которой входят следующие элементы:

1)  мониторинг информационного пространства;

2)  ведение досье на СМИ, журналистов, политиков, других консультантов;

3)  поддержание добрых отношений со своими СМИ, их курирование;

4)  имиджмейкерская работа с политиком;

5)  подготовка, распространение информационных материалов по СМИ и последующий контроль за эффектом, который данные материалы произвели.

Наконец, надо помнить, что пресс-секретарь и пресс-служба – это не вспомогательные, а одни из ключевых моментов политики. Пресс-секретарь президента – это один из основных помощников и советников президента.