Основные положения сферы консультирования в области связей с общественностью. Изучение истории возникновения и развития консалтинга в России и за рубежом, страница 56

4.  Формирование и корректирование типажа политика – любой имидж строится на основе тогоили иного понятного людям психологического типа. Избирателям сложно вникать в уникальные черты каждого политика. Поэтому имидж политика должен опираться на один из распространенных позитивных стереотипов, соответствовать ему и выглядеть давно известным.

Типологий политических имиджей достаточно много. В свое время еще М. Вебер выделил три основных типа: традиционный (монарх), бюрократичекий (бургомистр) и харизматический (рыцарь, герой). Г. Лассуэлл выделил типы «агитатор» (к этому описанию подходят Г. Зюганов, В. Жириновсий), «администратор» (это В. Путин) и «теоретик» (Г. Явлинский, А. Богданов). Е. Коблянская, описывая основные типы лидеров и их имиджей, называет одним из самых распространенных тип «хозяин» – в большей степени это Б. Ельцин, Ю. Лужков, меньше – В. Путин. Затем «артист» – его воплощает В. Жириновский. Третий тип – «отличник» – это Д. Медведев. Типы политиков можно выделять по разным основаниям, важно, чтобы этот тип соответствовал избирательным предпочтениям, был ориентирован на как можно большую целевую группу.

7.3. Технологии защиты имиджа политика

При создании имиджа политика необходимо учитывать и возможные атаки со стороны его конкурентов. Все пресловутые «грязные технологии» преследуют одну цель: испортить имидж политика для того, чтобы люди отвернулись от него, а он потерял власть или влияние. Поэтому необходимо заранее предусматривать шаги по защите образа своего клиента.

Объектами нападений на имидж обычно становятся: негативные факты из прошлого политика; порочащие его связи; действия, не совместимые с его положением; отсутствие принципиальности; неудачные политические заявления, оговорки; невыполнение данных обещаний; а также проступки окружения политика (родственников, членов команды).

Для защиты позитивного имиджа необходимо иметь целостное, системное представление и об антиимидже политика. На основе выстраивания такой модели создаются схемы возможных атак на политика. А уже на основе таких схем выстраивается система антикризисного поведения.

Обычно основные сомнительные блоки базируются на следующих моментах:

1)  здоровье (травмы головы, контузии и хронические заболевания в зрелом возрасте, психические отклонения);

2)  вредные привычки (от злоупотребления алкоголем до нетрадиционной или, напротив, сверхактивной традиционной сексуальной ориентации);

3)  имущественные вопросы, источники доходов;

4)  образование;

5)  проблемы с законом и правоохранительными органами (всякого рода судимости и даже административные нарушения);

6)  семейные проблемы (наиболее опасны бывшие жены, требующие алименты, демонстрирующие брошенных детей);

7)  «ближний круг» (неблаговидные дела помощников депутатов, публичные откровения охранников, дворецких, других членов команды).

Защита имиджа выстраивается с использованием тех технологий, которые мы разбирали в «технологиях защиты», и заключается, прежде всего, в самостоятельном построении антиимиджа, т.е. анализе личной и публичной биографии, а затем – в проведении собственно «охранных мероприятий» – раскрытие планов конкурента, вераблизация стереотипа, защита противоречием и т.д.

Таким образом, можно сказать, что имиджмейкинг в политике – это непременная черта нашего времени. Причем в отношении политиков к имиджу прослеживаются три направления. Первое – традиционалистское. Политик «поддается» имиджмейкерам только после упорного сопротивления (например, Г. Зюганов). Второе – гипермодернистское. Политик полностью отдается в руки имиджмейкеров или сам выступает скорее имиджмейкером, чем политиком (А. Богданов, В. Жириновский). Третье направление – оптимальное сотрудничество. Политик участвует в имиджмейкинге, выполняя свою часть работы (например, В. Путин или Д. Медведев). Опыт показывает, что максимальный эффект возникает именно за счет совместной деятельности политика и его имиджмейкеров.