Основные положения сферы консультирования в области связей с общественностью. Изучение истории возникновения и развития консалтинга в России и за рубежом, страница 37

•  акцентирование наличия общего врага – постановка аудитории в ситуацию, когда голосованиеза конкурента – это голосование за врага, например, коммунистов (так могут объединяться несколько разных партий и поддерживать одного кандидата, как на выборах президента в

2008 г.);

•  апелляция к авторитетным мнениям – поддержка личностями или группами, обладающимив глазах избирателей определенным авторитетом (у партии «Единая Россия» – В.В. Путин, у КПРФ – лауреат нобелевской премии Ж. Алферов).

2.  Технология использования приемов мотивации, связанной с ожиданием немедленных перемен. Сюда относятся:

•  прогнозирование немедленного результата, следующего за принятием решения в пользуклиента (связано с оживлением события), – предложение аудитории немедленного разрешения проблемы на следующий день после выборов, например, «Уволю всех, повышу налоги, раздам деньги бедным». Или, например, у кандидата в президенты Украины В. Януковича лозунг «С газом все будет нормально. Я обещаю»;

•  упреждение ожиданий от голосования – демонстрация тщетности надежд, связанных сожиданием немедленных перемен сразу после выборов, если они закончатся в пользу конкурента (нивелирование усилий левых движений – то, что они обещают, 40 лет назад они же и запрещали в СССР).

II. Технологии поддержки.

Первая подгруппа – технологии инициирования участия, т.е. технологии вовлечения в процесс осуществления того или иного выбора.

Могут быть как технологиями опосредованного вовлечения в процесс (привлечение аудитории к участию в осуществлении выбора и по второстепенному основанию и вопросу, например, привлечение электората – когда общегосударственный референдум проводится в один день с общегородским), так и технологиями непосредственного вовлечения в процесс, т.е. происходит постановка индивидуальной реальности в зависимость от глобальной, интегрированной политической ситуации (например, во время выборов в 1996 г. одной из таких акций была демонстрация владельцами магазинов пустых полок как напоминание о недавнем советском прошлом).

Между подгруппами технологий инициирования участия и технологий управления информацией есть еще переходная группа технологий. Здесь две технологии, которые в большей степени построены на личностных действиях клиента – от того, как он действует, зависит то, каким образом воздействует преподносимая информация:

1.  Технология обнародования неполной информации – лучше всегда говорить меньше, оригинальнее, немного загадочно, незавершенно, оставляя место для воображения. Влиятельные люди внушают страх и уважение, недоговаривая и делая внезапные паузы.

2.  Совершение непредсказуемых действий в рамках политической кампании – держать людей в неведении, никогда не раскрывать подоплеку своих действий, пускать пыль в глаза. Быть всегда непредсказуемым, поскольку предсказуемость дает людям ощущение, что они контролируют вас, поэтому клиенту целесообразнее поступать непоследовательно.

Вторая подгруппа – технологии управления информацией. Сюда относятся, прежде всего, приемы мнемотехники (т.е. система приемов, которая служит для облегчения запоминания, например, расположение информации в нужных местах, чтобы человек лучше запоминал – в метро, в наземном транспорте, упоминание в нужных местах, чтобы вызывать ассоциации, и т.д.). Сюда относятся:

1.  Технология многократного акцентирования – привнесение в информацию особой важности специфических элементов, гарантирующих ее качественное восприятие и последующее корректное отображение (акценты на тех местах, которые нам важно чтобы электорат запомнил, использование большего количества негативных слов (угроза, агрессия, катастрофа) или позитивных (благополучие, стабильность, надежды) реализуются и т.д.).

2.  Технология захвата информационного поля, т.е. охват и освоение информационного пространства. Включает: