Что касается консалтинговых структур, то с начала 1990-х годов (выборы 1993 и 1996 гг.) первые политические консалтинговые структуры в России, как правило, создавались под обеспечение избирательной кампании конкретной политической силы. После выборов они продолжали с ней сотрудничать, постепенно превращаясь в своеобразный аналитический центр. Сегодня такими консалтинговыми структурами – аналитическими центрами являются: фонд социальных технологий «Содействие и партнерство», компания «Имидж-контакт», агентство «Миссия-Л», Центр политического консалтинга «Николло-М» и др.
Контрольные вопросы
1. Почему, по вашему мнению, термин «public relations» долгое время старались не афишировать в сфере политики?
2. Сформулируйте определение термина «политика». Какова его основная функция в обществе?
3. Охарактеризуйте роль массовых коммуникаций в современной политике? Почему исследователи сходятся во мнении о том, что современная политика схожа с театром?
4. Какие существуют подходы к определению термина «политический процесс»?
5. Что, по вашему мнению, является более широким понятием – «политическая система» или «политическая организация общества»? Почему?
6. Какие типы политического сознания вы знаете? Дайте их характеристику.
7. Перечислите основные национальные модели политического консалтинга.
Литература
Основная: 1, 2, 3. Дополнительная: 1, 5, 8, 9, 25, 29.
Консультант – это человек, который имеет возможность влиять на отдельную личность, группу или организацию, но не имеет непосредственной власти, чтобы проводить изменения или внедрять программы.
Пример: когда вас спрашивают, как лучше пройти до аптеки, и вы предлагаете два пути решения, отдавая предпочтение одному из них, – вы ведете себя как консультант; когда же вы беретесь проводить этого человека до аптеки – вы напрямую влияете на путь этого человека, тем самым превращаясь из консультанта в менеджера.
Менеджер – это человек, который несет прямую ответственность за действие. В тот момент, когда вы берете на себя прямую ответственность, вы действуете как менеджер.
В самом широком смысле термин «консультация» описывает такое действие, которое вы предпринимаете с системой, частью которой вы не являетесь. Беседа с человеком, который просит помощи, – это акт консультирования. Обзор проблем, обучающая программа, оценка, исследование – все это консультации ради изменений. Цель консультанта – вовлечь клиента в успешные действия, которые должны привести к тому, чтобы люди или организация управляли собой иначе.
Когда же клиент говорит: «Закончите этот отчет для меня», «Наймите этого человека для меня», «Разработайте эту систему для меня», «Проконсультируйте этого сотрудника» или «Определите, какие должности исчезнут, а какие останутся», – тогда консультант начинает выполнять работу менеджера, а не свою.
Реципиентов советов консультантов называют клиентами. Клиентом может являться как отдельный человек, так и рабочая группа, отдел или целая организация. Клиент – это человек или люди, на которых консультант может повлиять, не применяя прямого контроля над ними.
Помимо разделения на внешних и внутренних консультантов (о которых мы говорили в прошлой лекции), выделяют проблемно- и клиенто-ориентированных консультантов.
Проблемно-ориентированные консультанты встречаются в компаниях, работающих с большим количеством клиентов, предлагающих проектные решения. Эти консультанты говорят о проблемах клиента, запрашивая информацию, которую можно было бы получить предварительно, опираются на прошлый опыт решения подобных проблем, предлагают типовые варианты решения проблем.
Клиенто-ориентированные консультанты, как правило, работают индивидуально, выполняют эксклюзивные проекты – говорят о позитивных результатах, к которым приведет решение проблемы, заранее изучают факты о клиенте и ситуации, готовят предложения исходя из особенностей, интересов, пожеланий, предлагают различные решения проблемы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.