Среди «политконсультантов» Средневековья выделяется Н. Макиавелли. Его «Государь» стал настольной книгой многих политиков мира. Новый государь, по Н. Макиавелли, – не просто некий идеальный образ, которому должны следовать правители. Новый государь – это прежде всего альтернатива всем формам бытия, осознание феодальной общественно-экономической формации. От качеств и свойств государя, проявляемых в конкретной деятельности, зависит характер политических законов, а в итоге – судьба государства и живущих в нем людей. Макиавелли подробно рассматривает такие характеристики, как щедрость и бережливость государя, жестокость и милосердие, бескомпромиссность и осмотрительность. Макиавелли призывает государя быть в политике не романтиком и не утопистом, а реалистом, учитывающим сложившуюся ситуацию, чтобы выполнить свою основную миссию: создать мощное единое национальное государство.
Прикладным руководством политических консультантов можно назвать избранные работы немецких философов и социологов Нового времени (таких как Ф. Ницше и М. Хайдеггер, Т. Гоббс, Э. Дюркгейм, И. Кант), в трудах которых намечены методологические подходы к стратегическому и тактическому планированию политической деятельности. Особое место занимают работы выдающегося немецкого ученого М. Вебера. Его лекция «Политика как призвание и как профессия» – обязательное чтение любого политолога.
Актуальные работы более современных философов (Ю. Хабермас, Ж. Деррида, Ж. Бодрийар, М. Фуко, Э. Тоффлер) воздействуют на мировоззрение и политика, и политконсультанта с учетом современных реалий политической и социальной ситуации.
Необходимость ознакомления с работами философов и социологов обусловлена не только задачами формирования и коррекции политического мировоззрения политконсультанта. Процесс их изучения и интерпретации формирует необходимые технологии мышления и навыки прогнозирования ситуации на основе узнаваемых исторических моделей и освоенных технологий мышления.
Развитие политического консалтинга как одного из направлений науки опирается на новейшую историю, политологию, социологию, психологию и, отчасти, на экономическую и политическую географию, которые комплексно определяют политическую ситуацию в более прикладном ключе, поэтому их следует рассматривать в совокупности с выборной историей того или иного региона.
Традиционно считается, что технологии политического консультирования впервые были использованы в Калифорнии в 1933 г., когда К. Уайтекер и Л. Бакстер объединили свои усилия для провала кампании «Pacific Gas & Electric Co» на референдуме. После референдума Уайтекер и Бакстер создали собственную фирму «Campaigns Inc.», которая первой применила процедуры, ставшие теперь обычными. А в 1936 г. служба Дж. Гэллапа впервые осуществила широкомасштабное изучение общественного мнения и уверенно предсказала повторное избрание президента Ф. Рузвельта.
Основатель Американской ассоциации политических консультантов Дж. Наполитан был в числе первых, кто назвал себя политическим консультантом. Он утверждает, что политический консалтинг является бизнесом, который в том виде, какой известен сегодня – с множеством специалистов и многомиллионными бюджетами кампаний – не существовал до начала 1960-х годов.
Технологическое усложнение кампаний развивало профессиональную специализацию консультантов. В настоящее время в США предоставляются специализированные услуги по сбору средств (fund raising), прямой почтовой рассылке (direct mail), проведению исследований, компьютерному сопровождению и планированию кампаний, обеспечению связей с прессой, обучению риторике, производству материалов для СМИ и электоральному менеджменту. Среди политконсультантов можно найти людей, торгующих списками избирателей и лидеров фокус-групп или производящих анализ реакции избирателей на такие мелочи, которые еще во времена Джона Кеннеди прошли бы незамеченными. Сегодня можно констатировать, что эпоха консультантов – «мастеров на все руки» уходит в прошлое.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.