Основные положения сферы консультирования в области связей с общественностью. Изучение истории возникновения и развития консалтинга в России и за рубежом, страница 17

В сферу политики сегодня вовлечены различные группы населения, как формализованные, так и не имеющие внутренней структуры. Ареалом политики является сфера политического процесса.

В литературе можно встретить различные подходы к изучению и определению политического процесса. Специалисты, изучающие политические проблемы, признают наличие трех основных подходов к пониманию политического процесса:

•  структурно-функциональный – связан с именем Т. Парсонса, который рассматривалполитический процесс через призму функционирования как всей политической системы общества, так и ее структурных элементов, в первую очередь, власти. Главенствующей в политическом процессе является «циркуляция власти», самодостаточная властная функция;

•  конфликтный – находит свое наиболее полное отражение в трудах Р. Дарендорфа, которыйпредлагал рассматривать политический процесс как явную или латентную борьбу, противостояние, конфликт, а также соглашение, сотрудничество по поводу вполне определенных материальных ресурсов и социальных статусов;

•  поведенческий – емко отражен в исследованиях Ч. Мерриама, особо подчеркивавшего, что«неудержимое стремление к постижению тайн биологической и физической природы обеспечит громадные возможности для более глубокого понимания политического поведения людей, причем такими средствами и в таких формах, которые не в состоянии представить себе даже самые проницательные предсказатели».

Обобщая обзор предыдущих методологических приемов, можно кратко сформулировать следующее понимание политического процесса.

Политический процесс – это функция политической системы, обеспечивающая трансформацию (производство и воспроизводство; динамичное развитие) ее элементов.

В отечественной традиции в качестве начальной точки конфликта, приведшего к трансформации политического процесса современной России, следует рассматривать конец 70-х – начало 80-х годов XX в. В тот момент и на социальном (социальные отношения – это общественные отношения в целом (экономические, политические, культурные)), и на личностном уровне произошел распад социальных связей, возник скрытый конфликт между потребностями развития общества, государства, его политической системы и спадом темпов экономического развития.

В зависимости от изменения преобладающих в обществе ценностей выделяют четыре этапа периодизации политического процесса в современной России:

•  1-й этап. Для него характерно стремление к утверждению в обществе и государстве ценностей

«обновленного социализма» с сохранением лидирующего положения КПСС (1985–1991 гг.);

•  2-й этап. Здесь отмечено форсированное внедрение в общественное сознание и политическуюжизнь страны либеральных моделей западного толка, демократических свобод, приоритета прав личности над государством, рыночной модели экономики, индивидуалистической концепции развития человека (1991–2000 гг.);

•  3-й этап характеризуется осознанием необходимости сочетания традиционных национальныхи общечеловеческих ценностей. Этот этап получил заметное ускорение в начале 2000-х годов, когда Президентом России был избран В.В. Путин, и продолжался до 2004 г.;

•  на 4-м этапе (с 2004 г. по настоящее время) происходит переориентация с сочетаниятрадиционных отечественных и западных ценностей на превалирование и активное распространение национальной модели политического поведения, начинается противостояние западной, главным образом американской, модели.

Теперь обратимся к рассмотрению понятия «политическая система». Политическая система призвана выражать многообразие различных политических интересов. Она позволяет поддерживать в обществе определенный порядок, координировать деятельность субъектов политики и обеспечивать непрерывность этой деятельности.

Необходимо отличать внешне схожие понятия «политическая система» и «политическая организация общества». Последняя представляет собой систему институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества (институты законодательной власти, правительство, парламент и др.). Она является лишь управленческой частью политической системы общества.