б) формальное (официальное) консультирование – сюда следует отнести все виды соответствующей профессиональной служебной и политической информации; все специальные СМИ и литературу, а также советы и консультации помощников, советников, штатных консультантов;
в) смешанное консультирование, когда одна из сторон консультации выступает в официальном, а другая – в неофициальном качестве. Это те ситуации, когда руководитель обращается к штатному консультанту за помощью: «Скажи мне просто, по-человечески, без чинов, не как начальнику, что ты обо всем этом думаешь?».
Говоря о структуре связей с общественностью в системе политического консалтинга, надо отметить важный вопрос о том, что лучше: независимая организация, живущая на заказы и нанимаемая политиками при необходимости, или штатный отдел по связям с общественностью, входящий в качестве составной части в структуру политической организации.
В принципе, оба варианта имеют как достоинства, так и недостатки. Так, собственный отдел по связям с общественностью имеет четыре основных преимущества:
1) хорошее знание организации;
2) работа «в команде»;
3) экономичность (на зарплате, без гонораров);
4) доступность контактов с другими штатными работниками политической организации.
Однако здесь же есть и недостатки. Их, пожалуй, тоже не менее четырех: это неизбежная утрата объективности («обаяние собственной пропаганды»), работа под давлением не всегда компетентного начальства, нечеткое разделение ролей, неопределенность требований и ожиданий, а также нежелание сотрудников, работающих за регулярную зарплату, совершать сверхусилия (например, в ходе предвыборной кампании).
С другой стороны, независимой структуре по связям с общественностью бывает достаточно сложно выживать в конкурентных условиях – слишком велика ее зависимость от количества и масштаба заказов. Жизнь такой организации часто строится по принципу «то густо, то пусто». Однако эти сложности компенсируются повышенными гонорарами в «хлебные» периоды, например, во время избирательных кампаний.
Кроме этого, к видам политического консультирования можно отнести и содержательные стороны консалтинга: информационно-аналитическое консультирование, имиджмейкинг, проектирование политических кампаний, подготовку и проведение информационных кампаний, организационноуправленческие услуги, обучение консультированию и др.
Предыстория политического консалтинга. Говоря об эволюции взглядов на политический консалтинг, надо отметить, что становление политического консалтинга как научной дисциплины происходит в нашей стране лишь в последние годы, несмотря на то, что политический консалтинг как сфера деятельности имеет обширную историческую практику и основание.
До тех пор пока терминология политического консалтинга не была выработана, функции политических консультантов полностью или частично выполняли в процессе своей деятельности многочисленные приближенные к обладающим властью – секретари, персональные советники, исповедники, мудрецы и др.
Их деятельность носила имплицитный (неразвернутый) характер, и при ее осуществлении субъекты руководствовались в основном патриотизмом, здравым смыслом и личными корыстными побуждениями, а не конкретными эксплицитно (развернуто) описанными технологиями воздействия на политическую ситуацию.
К самым первым примерам можно отнести образцы древней китайской политической философии. Древние стратагемы Китая были высочайшим достижением своего времени и активно изучаются сейчас.
Для европейской культуры первые попытки описания прикладных технологий политического консалтинга можно отнести ко времени Платона и Аристотеля. «Государство», «Политик», «Законы» и «Послезаконие» Платона, а также «Политика» Аристотеля дают представление о сути политики и мировых тенденций в этой области и смежных областях, а также демонстрируют первые, весьма успешные для того времени приемы анализа и прогнозирования политической ситуации, умение управлять такими факторами, как аналог современных административных ресурсов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.