Основные положения сферы консультирования в области связей с общественностью. Изучение истории возникновения и развития консалтинга в России и за рубежом, страница 46

Урегулирование может осуществляться на основе:

1.  Принуждения, в основе которого:

1)  явное превосходство сил и ресурсов у одной стороны и их дефицит у другой;

2)  изоляция одной из сторон, понижение ее статуса, свидетельство ее поражения;

3)  уничтожение противника, в результате чего мир устанавливается в отсутствие врага.

2.  Однако наиболее распространенным методом достижения примирения сторон являютсяпереговоры. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что снимает остроту противостояния, помогает понять интересы оппонента, более точно оценить соотношение сил, условия примирения, выявить суть взаимных претензий, альтернативные ситуации, ослабить «нечестные трюки» соперника. Наиболее эффективным методом проведения переговоров является соглашение на основе компромисса.

6.2. Обзор неэтичных и дискредитирующих технологий в консалтинге

Феномен «грязной» политики получил такое название из-за используемых в такой политике технологий, в общем виде так и называемых: «грязная политика». Эти приемы всегда направлены против главного политического оппонента или сразу против нескольких реальных соперников, т.е. являются разновидностью технологий нападения. Формы могут быть разными – от анекдотических ситуаций или карикатур до «слива компромата» и создания откровенного «образа врага». У нас в стране распространены не слишком корректные критические публичные выступления, «сенсационные разоблачения», «войны компроматов».

Суть «грязных» методов заключается в использовании для борьбы с конкурентами всевозможного «компромата», скандалов, клеветы, оскорблений и прочих малосимпатичных средств. Однако есть и другие моменты. В политическом консалтинге есть простая формула: «Хорошее – выпячиваем, плохое – прячем». В результате возникает «плоский имидж», своего рода глянцевый плакат. А обратная сторона (с недостатками) оказывается не видна. Образуется вакуум, который заполняют оппоненты. Такой была ошибка имиджмейкеров мэра Москвы в избирательной кампании 1999 г. В течение ряда лет он раскручивался как «патриот» и «крепкий хозяйственник». Люди не слышали о его недостатках, о «серых», а тем более «темных» сторонах его деятельности. И когда этот вакуум стал заполнять тележурналист С. Доренко, рейтинг мэра пошел вниз. Поэтому нельзя забывать, что имидж человека должен быть целостным. Только такой имидж вызывает доверие. Мы никогда не будем до конца верить человеку, который известен нам только с хорошей стороны. Доверять – значит, знать, а знать – значит, знать все (на что человек способен, каковы его слабые стороны, чего от него можно ожидать). Поэтому умелые политтехнологи обязательно освещают и закулисные, скандальные факты жизни своего клиента, планируют скандалы, утечки.

В России в начале и середине 1990-х годов сложился целый рынок по предоставлению услуг в сфере «грязной» политики – это демонстрировали доселе невиданные объемы выбрасываемого компромата. Исполнителями выступали и выступают службы безопасности, частные детективные агентства, некоторые пресс-службы, а также некоторые государственные органы. Качественная «грязная» информация стоит больших денег и требует серьезных усилий. Например: в рамках группы «Мост» «грязной» политикой занималась служба безопасности. При Б. Березовском за это отвечала специально созданная охранная структура «Аттол». Есть и независимые, сугубо коммерческие организации такого рода.

Феномен «черного РR». Разумеется, оценка технологий в сфере связей с общественностью «по цвету» носит абсолютно субъективный и условный характер. Например, в странах Африки не поймут, что такое «черный РR». Важный момент здесь в контрасте между так называемыми белыми, или чистыми, технологиями и черными, грязными или нелегальными, технологиями.

К «белым» технологиям относятся все те, что:

1)  находятся в рамках законодательства;

2)  соответствуют сложившимся нравственно-этическим нормам.