Основные положения сферы консультирования в области связей с общественностью. Изучение истории возникновения и развития консалтинга в России и за рубежом, страница 28

Требования, предъявляемые к консультанту. Чтобы консультант смог передать систему знаний и умений другим, он сам должен обладать определенными качествами. Не каждый человек, даже если он обладает набором знаний, требуемых для организации связей с общественностью, может стать отличным консультантом.

Основные навыки, которыми должны обладать консультанты:

1.  Технические навыки – компетентность в обсуждаемом вопросе. Нужен определенныйпрактический опыт, чтобы люди спросили совета у консультанта. Для политического консультанта, помимо теоретических знаний и современного видения политических проблем, важны знания по написанию и управлению проектами, маркетингу, финансам, системному анализу.

В современном политическом консалтинге основой консалтинга является определенная узкая квалификация, которая делает опыт консультанта уникальным.

2.  Навыки межличностного общения. Для того чтобы работать с людьми, необходимо обладатьспособностью выражать свои мысли, слушать, оказывать поддержку, разумно спорить, поддерживать отношения. Для этого существует множество книг, семинаров и тренингов. Однако одного только хорошего умения в области межличностного общения недостаточно, нужны и консалтинговые навыки.

3.  Навыки консалтинга. П. Блок (автор книги «Безупречный консалтинг») говорит о том, чтолюбой консалтинговый проект, длится он десять минут или десять месяцев, проходит через пять обязательных стадий:

Стадия 1. Вступление и заключение соглашения.

Первоначальный контакт с клиентом по поводу проекта предполагает организацию первой встречи; исследуются и решаются вопросы о том, в чем заключается проблема, подходит ли консультант для работы над этой проблемой, каковы ожидания клиента, каковы ожидания консультанта и как начать работу. Большинство неудачных проектов можно было бы предотвратить на стадии заключения соглашения.

Стадия 2. Восприятие проблемы и диалог.

Консультантам необходимо найти свое собственное восприятие проблемы, а затем необходимо умение помочь клиенту увидеть проблему с этих позиций.

Здесь основными вопросами являются:

1)  кто будет вовлечен в определение проблемы? (каких специалистов следует привлечь);

2)  какие методы будут использованы? (логическое, историческое, психологическое, социологическое исследование);

3)  данные какого рода следует собрать? (статистика, общественное мнение, фокус-группа); 4) сколько времени это займет?

Стадия 3. Обратная связь и решение действовать.

Сбор данных, их анализ и представление клиенту должны иметь какую-то вещественную форму, которая оказывает влияние на решение клиента.

Консультант должен преодолеть это сопротивление до принятия решения о том, что делать дальше. Лучшая тактика – вызвать доверие клиента.

Один из ведущих специалистов в области консультирования Д. Майстер приводит следующие методы повышения доверия:

1.  Никогда не лгите и даже не преувеличивайте.

2.  Избегайте говорить вещи, которые можно воспринять как ложь.

3.  Говорите с выражением, а не монотонно – покажите, что у вас достаточно энергии длярешения вопроса.

4.  Если вы чего-то не знаете, признайтесь в этом прямо и сразу же.

5.  Удостоверьтесь, что вы сделали всю «домашнюю работу», выяснив все о клиенте, клиентскойкомпании, ее рынке, о том, с кем будете вести переговоры.

Эта стадия является тем, что многие люди называют планированием: она включает постановку конечных целей проекта и выбор наилучших этапов действия или изменений.

Стадия 4. Вовлечение и реализация.

Эта стадия включает в себя осуществление того, что было запланировано на предыдущей стадии. Во многих случаях реализация полностью выпадает на долю линейной организации. Для более значительных усилий по изменению консультант может быть глубоко вовлечен в этот процесс. В некоторых проектах внедрение начинается с обучения. Это может быть серия встреч, на которых участники знакомятся с предлагаемыми изменениями; затем привлекаются специалисты из разных областей, тренеры, технологи, режиссеры и др. В этих случаях консультант, как правило, вовлечен в достаточно сложную подготовительную методическую работу, а также привлечен к участию в проведении собраний или тренингов.