2. Банки и лизинговые компании не разработали своей особой политики по отношению к франчайзерам и франчайзи. По образцу зарубежных банков им следовало бы упростить выдачу кредитов и лизингового финансирования франчайзи как предприятиям, надежность которых в несколько раз превышает надежность бизнеса других малых предприятий.
3. Государственные и общественные организации, пресса очень слабо популяризируют франчайзинг. Необходима активизация развития франчайзинга со стороны как бизнеса, так и государства и общества.
Существенно ограничивает перспективы развития транснациональных франчайзи в нашей стране необходимость привлечения серьезных инвестиций (франчайзинговый пакет McDonald`s стоит около $ 500 тыс). Поэтому, прежде чем решиться на покупку франшизы, предприниматель должен быть уверен в возможности возврата инвестиций, для чего необходимо платежеспособное население. В этой связи наиболее развита система международного франчайзинга в сфере быстрого питания.
Что касается правового регулирования франчайзинга, то на сегодняшний день в Украине разработано три законопроекта, предполагающих регулирование франчайзинговых отношений:
а) проект Гражданского кодекса Украины (глава 74 "Франчайзинг");
б) проект Хозяйственного кодекса Украины (глава 36 "Передача для использования в предпринимательской деятельности исключительных прав (франчайзинг)";
в) проект Закона о франчайзинге.
К недостаткам предполагаемого правового регулирования франчайзинга в Украине относятся:
1. Отсутствие каких-либо требований к раскрытию информации о франшизе до подписания франчайзингового договора. При подписании договора, то есть приобретении франшизы, франчайзи практически ничего о ней не знает. Таким образом, франчайзи совершенно не защищен от возможного мошенничества со стороны недобросовестных фрачайзеров.
2. Необходимость двойной регистрации в государственных органах. К примеру, франчайзер продает франшизы на устройство ларьков по реализации печеного картофеля ("Картопляна хата"), таких франшиз в год может быть продано 200 – 300, а это от 400 до 600 регистраций.
3. Отсутствие определения видов франшиз влечет за собой отсутствие определения видов франчайзинговых договоров, используемых, прежде всего, в международном франчайзинге.
4. Отсутствие унифицированной терминологии законопроектов и действующего законодательства при определении таких правовых институтов, как "нераскрытая информация", "ноу-хау" и " конфиденциальная информация". Отсутствие четких требований законодателя к сфере использования, оформлению и содержанию указанных институтов отрицательным образом повлияет на лица, получившие в пользование информацию в качестве составляющих франшизы.
5. Возложение на франчайзера в некоторых случаях солидарной ответственности франчайзи перед конечным потребителем.
При наличии такого несовершенного законодательства очевидно, что Украина может присоединиться к числу стран, рассматриваемых иностранными франчайзерами в качестве негативных примеров регулирования франчайзинга.
Следует отметить, что в законодательстве Украины отсутствует разграничение между определениями договора франшизы и лицензионным договором. Если приведенные понятия рассматривать как тождественные, то утрачивается необходимость в отдельном регулировании франчайзинговых отношений.
Для перспективного развития франчайзинга в Украине необходимо решить указанные проблемные вопросы либо до принятия законопроектов, либо позднее путем внесения соответствующих изменений и дополнений во вступивший в силу закон, который будет регулировать франчайзинговые правоотношения.
Развитие франчайзинга в Украине может стать своеобразным катализатором: с одной стороны, содействие успешному предпринимательству, безусловно, положительно повлияет на экономическое развитие государства, с другой — экономический рост, в свою очередь, приведет к созданию условий для успешного бизнеса и укреплению позиций украинского предпринимательства на международном рынке.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.